Тестер свечей зажигания, проверка искры свечей зажигания, проверка мультиметром

Содержание
  1. Когда необходимо проверять и менять свечи
  2. Диагностика состояния свечи в процессе визуального осмотра
  3. Проверка с помощью диагностического пистолета
  4. Признаки неисправности
  5. Способы диагностики
  6. Проверка мультиметром
  7. Как проверить свечу зажигания мультиметром
  8. Полезный совет для тех кто меняет свечи зажигания на новые
  9. Методики диагностики
  10. Визуальный метод
  11. Диагностирование
  12. Самостоятельное очищение свечи
  13. Причины выхода свечей из строя
  14. Последствия
  15. Как определить поломку свечи
  16. Как заменить свечу зажигания
  17. Создание своего тестера
  18. Определяем оптимальный параметр
  19. Изготовление тестера в домашних условиях
  20. Первые признаки неисправности свечи
  21. Приборы для проверки, которые можно сделать самостоятельно
  22. Проверка с помощью пьезоэлемента от зажигалки
  23. Почистить свечи, или заменить их?
  24. Нормальная рабочая свеча
  25. Отложения сажи
  26. Масло на свече зажигания
  27. Лаковые отложения на свечах
  28. Шлаковые отложения
  29. Расплавился центральный электрод свечи зажигания
  30. Внешний вид СЗ
  31. Проверка производительности двигателя
  32. Как правильно заменить свечи зажигания?
  33. Определение неисправностей свечей зажигания
  34. Симптоматика неисправности свечей зажигания
  35. Повышенная изношенность электрода, непригодность заземляющего элемента
  36. Поврежденный разъем
  37. Разрушение керамики на изоляторе
  38. Тестирование свечей зажигания
  39. Электрод свечи очень быстро износился
  40. Свеча расплавилась
  41. Калильное число и «самоочищение»
  42. Черный бархатный нагар на электродах
  43. Полосы на внутреннем изоляторе свечи
  44. Замер сопротивления высоковольтных проводов
  45. Действия для продления жизни свечей
  46. Как выполняется диагностика свечей зажигания на основании внешнего вида: черный нагар
  47. Белый нагар на элементах системы воспламенения
  48. Копоть и пепел
  49. Маслянистый налет
  50. Красно-бурые отложения
  51. Электрод отсутствует или поврежден
  52. Плотные наросты
  53. Нагрузки на автомобильные свечи
  54. Период использования
  55. Важность искрового промежутка
  56. Температурный диапазон свечей
  57. Чем отличаются: стандартная, иридиевая и платиновая свеча
  58. Как выбрать подходящие свечи
  59. Советы специалистов

Когда необходимо проверять и менять свечи

Симптомы, перечисленные выше, могут наблюдаться и при неисправностях высоковольтных проводов, форсунок и других узлов. Но из-за более доступного расположения свечей их проверяют в первую очередь.

Если одна или несколько свечей работают некорректно (например, из-за нагара), топливно-воздушная смесь сгорает недостаточно эффективно. Простыми словами, топливо «улетает в трубу». Машина с трудом разгоняется, даже если педаль акселератора выжата в пол.

Также типичным признаком поломки свечей является затрудненный запуск. При отсутствии искры коленвал вращается тяжелее, т.к. нагрузка ложится на два или три цилиндра, которые остались рабочими. Это чревато более интенсивным износом стартера и аккумулятора. Поэтому несвоевременная замена свечей может привести еще и к замене этих деталей, что обойдется в десятки раз дороже.

Диагностика состояния свечи в процессе визуального осмотра

Первый способ проверки — визуальный осмотр. При помощи специального свечного ключа (или трубчатого, подобранного по размеру) необходимо выкрутить все свечи, предварительно отсоединив наконечники высоковольтных проводов. Если свечи исправны, на электродах будет заметен легкий налет серого оттенка. Это нормальное явление. Если же на свече имеет место черный, белый или красный нагар, то это может говорить о проблеме. Цвет нагара электрода свечи ясно сигнализирует о том, какие именно неисправности могли возникнуть в двигателе. Чаще всего они связаны с моментом искрообразования, составом топливной смеси или температурой в камере сгорания.

Наиболее распространённый – это черный нагар, но и диагностировать его причину наиболее затруднительно.

Маслянистый черный нагар на резьбовой части свечи сигнализирует о том, что масло в избыточном количестве попадает в камеру сгорания. Это может происходить из-за изношенных деталей цилиндропоршневой группы (маслосъемные колпачки, кольца).

Маслянистый черный нагар на свече зажигания.

Если же на свече сухой черный нагар, то можно говорить о том, что в камеру сгорания попадает топливовоздушная смесь, сильно обогащенная бензином. Это может происходить по разным причинам:

Сухой черный нагар на свече зажигания.

Не качественная искра на свече в связи с неверным зазором между контактами или не хватает энергии на выработку искры требуемой мощности;

Низкая компрессия в цилиндрах двигателя.

Проблемы с регулятором давления топлива, который излишне обогащает воздушную смесь. В подобных случаях можно заметить повышенный расход топлива автомобилем;

Засорен или неисправен воздушный фильтр, который пропускает недостаточное количество воздуха, что приводит к неполному сгоранию топлива, и оно оседает на электроде свечи зажигания.
Подобный тип нагара характерен тем, что он оседает больше на электроде свечи зажигания и практически не проникает на резьбовое соединение.

Красный нагар на свече возникает в случае если используются различные присадки для топлива. Различные химические добавки, сгорая, оставляют нагар такого цвета. Постепенно накапливаясь нагар образуется слой, из-за которого снизится вероятность появления искры, что приведет к нестабильной работе двигателя.

Белый нагар на свече может говорить о бедной топливовоздушной смеси. Причины такой смеси могут быть различны, но чаще всего это происходит из-за подсоса воздуха во впускном коллекторе.

Присутствие на свече любого вида нагара может привести к её некорректной работе, поэтому рекомендуется удалить его острым металлическим предметом, например, плоской отверткой. Но в дальнейшем свечи лучше заменить новыми.

При визуальном осмотре свечей следует уделять внимание зазору между электродами. Для измерения зазора понадобится специальный измерительный щуп. Зазор должен находиться в пределах 1-1,13 мм. Если зазоры увеличены, это приведет к отсутствию искры.

Проверка зазора между электродами свечи.

Величина зазоров, как правило, не может измениться самопроизвольно. Такое возможно, если свечи бракованы (проблема будет обнаружена сразу после их покупки и установки) или если имело место стороннее вмешательство. Например, если ранее владелец авто, прежний хозяин или работник СТО чистил электроды способом, описанным выше. В этом случае можно ненамеренно отогнуть электрод, случайно увеличив зазор. Проблему можно устранить, постучав нижней частью свечи по твердой металлической поверхности. При этом важно не переусердствовать.

Также необходимо обратить внимание на корпуса свечей. Если на поверхности белой изоляционной оболочки имеются вертикальные черные полосы, это является признаком пробоя. Такое может происходить не только из-за неисправности свечей, но и из-за порчи высоковольтных проводов (второе может быть причиной первого).

Черные риски на изоляторах свечей указывают на пробой.

Состояние ВВ проводов легко проверить. Для этого стоит завести мотор в темное время суток или при выключенном свете в гараже, после чего посмотреть под капот. Если вокруг наконечников проводов наблюдается искрение, это является признаком их пробоя. В качестве временной меры можно использовать обычную изоленту, перемотав ею бронепровода в местах пробоя (в них будут заметны небольшие точки или трещинки). Но нужно выбирать изоленту, способную выдерживать высокие температуры. В противном случае она может оплавиться при нагреве двигателя.

Проверка с помощью диагностического пистолета

В продаже имеются специальные приборы для тестирования автомобильных свечей, которые имеют форму пистолетов. В рабочих частях таких тестеров предусмотрены углубления (пазы), в которые вставляются проверяемые свечи. Приборы оснащаются щупами, которые во время работы подсоединяются к аккумулятору машины.

Прибор для проверки свечей зажигания.

При нажатии на кнопку пистолета генерируется высоковольтный разряд, подаваемый на свечу. Если деталь исправна, возникает искра. Некоторые модели оснащаются индикаторными светодиодами, которые загораются при проверке рабочих свечей. Но необходимо учитывать, что такая диагностика не обеспечивает 100-процентной точности полученных результатов. Пистолет-тестер имитирует лишь приблизительные условия работы свечей. В двигателе эти детали подвергаются избыточному давлению, что создает несколько иные условия.

Признаки неисправности

Визуально определить, что проблемы с подачей тока в автомобиле, практически невозможно. Для диагностики следует запустить мотор или прогнать технику на скоростных режимах.

Перед тем, как проверить модуль зажигания, следует чётко знать симптоматику «заболевания». Итак, первые сигналы о проблемах со свечами зажигания:

  • коленчатый вал транспортного средства вращается с нужной частотой, но мотор не запускается. Из-за отсутствия искры нет воспламенения горючей смеси;
  • в одном или нескольких цилиндрах происходят поочерёдные вспышки, возгорания, и как следствие двигатель работает нестабильно, хаотически;
  • силовой агрегат работает в момент вращения стартера автомобиля. Когда «пусковой механизм» перестаёт вращаться, агрегат глохнет;
  • резкая потеря мощностного потенциала машины и как следствие, повышенное потребление топлива;
  • выход со строя катализатора из-за большого количества несгоревшего топлива внутри сегмента;
  • долгий процесс запуска мотора в период средних и низких температур на улице. В это время на внешних стенках собирается обильное количество влаги, которая не пропускает искру свечи;
  • всевозможные механические повреждения на корпусе свечей, что приводит к нестабильной подаче тока в камеру сгорания для воспламенения.

Если присутствуют ярко выраженные отложения нагара чёрного цвета на корпусе свечей зажигания, это свидетельствует о неисправности в системе питания и подачи топлива. Причиной проблем со сечами зажигания может также стать изношенность проводов системы питания.

Способы диагностики

Во многих транспортных средствах доступ к узлам системы зажигания свободен и не загромождён сторонними деталями. Поэтому, водитель без проблем может проверить свечи на первичном этапе на предмет их работоспособности.

Главное сохранять последовательность и не путать их местами при выкрутке с цилиндров. Проверка модуля зажигания всегда проводится с обязательным соблюдением очерёдности по отношению к группе цилиндров. Смешивание приведёт к некорректным итоговым заключениям.

Изначально следует заглушить силовой агрегат, поочерёдно отсоединить провода от самих проводников и распределителя. Если во время запуска двигателя звук не изменился, значит, неисправность на лицо. В противном случае, продолжайте поиск далее.

Проверка мультиметром

Универсальный тестер или мультиметр помогает быстро проверить работоспособностей свечей. Такой прибор знаком многим автовладельцам, которые сталкивались с ремонтом своего транспортного средства. Главная цель использования мультиметра – выявить наличие или отсутствие замыкания внутри свечи.

Мультиметр очень прост в использовании, для его применения не требуется наличия специального опыта или навыков. Для диагностики откручиваем проводник, подсоединяем поочерёдно одну клемму на резьбу свечи зажигания, вторую на центральный выход.

При подаче напряжения должна появиться искра, что укажет на работоспособность детали, в противном случае – подлежит замене. Проверка свечей зажигания мультиметром наиболее распространённый вариант диагностики в домашних условиях.

Если в режиме прозвонки мультиметр покажет бесконечное сопротивление или очень большое, то свеча считается нерабочей.

Чтобы проверить сопротивление встроенного резистора свечи, переключатель мультиметра устанавливают на 20 кОм. Одним щупом мультиметра дотрагиваются до центрального электрода, другим до контактного вывода.

Сопротивление у всех свечей должно быть примерно одинаковым с небольшим разбросом. У свечей зажигания инжекторных двигателей сопротивление резистора порядка 4 кОм.

Как проверить свечу зажигания мультиметром

Берём исправный мультиметр. Исправный — это без косяков по изоляции проводов, с целым корпусом и рабочим питанием. Нельзя работать с неисправными измерителями — это опасно для жизни. Ну и неисправный прибор с большой долей вероятности выдаст неправильные результаты.

Чёрный провод мультиметра включаем в гнездо Com, красный — в гнездо с символами измеряемых параметров электрического тока — силы, напряжения и сопротивления.В первую очередь проверяем внутреннее сопротивление центрального электрода. Оно должно составлять от 2 до 10 КОм. Селектор мультиметра переводим на ближайший верхний предел в секторе измерения сопротивления — вероятно, это будет 20 КОм.Дисплей прибора показывает единицу, а если замкнуть щупы — а это надо сделать для проверки — покажет 0. Если это не так, меняем тестер на исправный.

Замыкаем один щуп на нижний конец центрального электрода, другой щуп — на верхний. Смотрим на дисплей — должно быть значение от 2 до 10 КОм. Если это так — свеча исправна. Если прибор показывает бесконечное сопротивление — внутри свечи обрыв, её уже не вернуть к жизни.А вот искрообразование на свече мультиметром, к сожалению, не проверить.Всё вышесказанное относится к свечам, в маркировке которых есть буква Р русская или R английская. Она означает, что в свечу встроено сопротивление. У свечей без буквы Р сопротивление нулевое. Например, отечественные свечи А17ДВРМ имеют сопротивление, а А17ДВ — нет.

Полезный совет для тех кто меняет свечи зажигания на новые

Если вы решились заменить свечи зажигания на новые и купили незнакомого производителя, то обязательно проверьте сопротивление свечи по указанному выше примеру.
Дело в том, что есть специальные свечи с нулевым внутренним сопротивлением, изготавливаемые для определенного тапи двигателей.

И если вы случайно поставите такие свечи в свой двигатель, то есть очень большая вероятность, что сгорит центральный контроллер управления. Как собственно это случилось и в моем случае.

Методики диагностики

Периодически диагностировать своими усилиями свечи в собственном автомобиле крайне необходимо. Часто их диагностику выполняют специалисты, осуществляющие ТО всего автомобиля или его силовой системы.

Свечи зажигания – составляющие, вполне доступные и для самостоятельной диагностики. Проведение этой работы не является проблематичным. Важно аккуратно вынуть, сложить их по порядку, чтобы затем не перепутать.

Визуальный метод

Как уже было замечено, самый простой метод диагностики – визуальный. Как проверить работоспособность свечей зажигания? Здесь особое внимание уделяется внешнему облику. Далее предложены фотопримеры с разными кондициями:

  1. Нормальное рабочее состояние.
  2. Повышенные траты горючего.
  3. Слабый состав из горючего и воздуха.
  4. Лишнее образование присадок.
  5. Маслоотражательные колпачки в плохом состоянии.
  6. Сломан один из клапанов или перегородка между кольцами поршня.
  7. Мотор трудился слишком долго или применялось топливо низкого качества.
  8. Сгорело масло из-за выработки маслосъёмных колец поршня.

Как проверить исправность свечей зажигания? На них исключаем: деформации, сколы, разные царапины и т. д.

Если на каждом тепловом конусе сажа и гарь, то горючее подаётся равномерно и прогарает стабильно. Если есть разница в количестве нагара, топливо подаётся проблематично.

Если на элементах есть масляный нагар, это признак, что мотор топливная технология подлежат восстановлению.

Исключаем также тёмные дорожки. Это признак разрушенного глазурованного покрытия.

Если был обнаружен один или несколько их обозначенных признаков, это ещё не является свидетельством полной изношенности. Абсолютно удостовериться в этом возможно только оборудованием.

Диагностирование

Как проверить свечи зажигания самому на инжекторе? Эта методика считается одной из самых распространённых и применяемых видов проверок. В быту диагностика идёт по таким стадиям:

  1. Элементы как следует очищаются: устраняется нагар и прочие загрязнения.
  2. С применением щупа (устройства для контролирования зазора) настраивается дистанция между электродами.
  3. Нанизывается провод.
  4. Свеча прикладывается металлической стороне автомобильного силового аппарата. Так образуется требующееся электрическое взаимодействие.

Если у вас возникают сложности с проверкой по такому принципу, тогда как проверить работу свечей зажигания на инжекторе? Можете просто запустить стартер, а затем и сам двигатель. Когда при запуске сразу образуется искра синего цвета, значит, все хорошо. Если получается искра с красным оттенком, или вовсе нет, нужна замена. Проверка искры свечи зажигания на этом закончена.

Устройство мультиметра

Самостоятельное очищение свечи

Во многих случаях диагностика свечи сводится к её очистке. Ведь свеча, покрытая нагаром и грязью, начинает работать всё хуже и хуже.

Самостоятельное её очищение проходит по таким методам:

  1. Ручной метод. Здесь не требуются вспомогательные приборы. Крайне важно соблюдать аккуратность, иначе можно повредить электрод. Также в этом деле не нужны острые предметы. Сгодятся: щётка из металла, зубная щётка, наждачка с мелкой зернистостью.
  2. Применение песка. Нужна ёмкость с ним и дрель. В последнюю ставится свеча. Её окончание с электродом ставится в песок. Запускаем дрель. Смотрим за качество оборотом (незначительные).
  3. Применение пескоструйного аппарата. Такой метод эффективно устраняет отложения и нагары. Здесь используются разные типы песка. Операция проходит с эффектом сжатого воздуха.
  4. Химическое очищение. Этот метод помогает быстро ликвидировать отложения. Здесь применяются такие средства, как ацетон, препарат («Фейри» или его аналоги) и уксус. Также годится состав для очищения карбюратора или препарат от ржавчины. Некоторые умельцы для чистки задействуют «Кока-колу». Любое их указанных средств наносится слоем примерно в 3 мм. Так держится порядка 4 минут. Затем промываем питьевой жидкостью. Для очищения крайней части задействуются спички или деревянные палки.
  5. Применение силита. Свечи помещаются в банку. В неё заливается это средство. После чего ёмкость ставится под горячую воду. Получается химическая реакция. Следует час ожидания. Затем можно очищать электрод стандартной зубной щёткой.
  6. Использование уксуса. Свеча ставится в банку с ним. Время пребывания – 1 час. Затем в этот состав накапывается немного электролита. Далее свеча чистится. Можно задействовать зубочистку.

Не проводите диагностику свечей, снимая колпаки на включённом двигателе. Риск получить удар током. Также можно сжечь катушку или коммутатор.

Причины выхода свечей из строя

  • Естественный износ и старение (в среднем их ресурс 30-50 тыс. км). Если свеча вышла из строя очень быстро, то причина может крыться в некачественном топливе или масле с присадками. Значительный износ свечи может наблюдаться при детонации и/или перегреве двигателя.
  • Наличие большого количества сажи на электродах. Как правило, это является результатом либо несбалансированной топливо-воздушной смеси, либо некачественного топлива.
  • Наличие масла на электродах. В свою очередь причиной этого может быть: избыточное количество масла в двигателе, износ поршневых колец, износ поршней, блока цилиндров, направляющих клапанов. Если двигатель снабжен турбиной, то возможно, она частично вышла из строя.
  • Лаковые отложения. Они появляются из-за наличия присадок в топливе или масле.
  • Шлаковые отложения. Они являются результатом наличия присадок в моторном масле.
  • Выход из строя центрального электрода. Это может произойти по причине неправильно выставленного зажигания. Кроме того, могут иметь место отложения в камере сгорания, неисправность клапанов, низкое качество топлива, неверный момент затяжки свечи в ГБЦ.
  • Расплавление свечи. Обычно электроды расправляются по причине того, что в камере сгорания имеют место отложения, которые постоянно самовоспламеняются. Также подобная ситуация может возникнуть при неисправных клапанах или использовании некачественного топлива.
  • Износ разъема свечи. Это может произойти из-за старения контактов или ее перегрева.

Последствия

Помимо того, что двигатель в один прекрасный день может попросту не завестись, нарушив планы владельца машины, возможны и другие, более неприятные последствия. Наиболее серьезным является детонация в цилиндрах, влекущая за собой мощный взрыв. Она способна спровоцировать последующую детонацию оставшегося заряда в камере сгорания. Отражение звуковых волн от стенок камеры порождает металлический звук.

Пропорционально возрастанию этого звука начинает падать мощность мотора, в отработанных газах наблюдается присутствие черного дыма. Помимо этого увеличивается нагрузка на детали ДВС. В последствие которой обгорают ГБЦ, кромки поршней, электроды СЗ. Разрушенная масляная пленка верхней части цилиндров увеличивает их износ.

Если следовать рекомендациям производителей авто, то нужно производить регулярную замену в момент технического обслуживания. Однако, по отзывам и опыту водителей, замену необходимо осуществлять каждые 25-35 тыс. км. Рекомендации к самим СЗ говорят о замене классических вариантов уже после 15 тыс. км. Если СЗ выполнены из платины, то срок их службы увеличивается до 100000 км. В любом случае, лучше не ждать, когда расходники начнут выходить из строя.

Как определить поломку свечи

Неисправность свечи зажигания — явление довольно частое, имеющее ряд причин своему возникновению:

  • превышение рабочего ресурса запчасти — как правило, у них он составляет порядка 35-50 тыс.км. при поломке раньше данного километража причину нужно искать в используемом горючем и его качестве, либо виной стало масло с присадками. Также износ значительно увеличивается при перегреве или детонации мотора;
  • присутствие на электродах масла — обычно такое происходит из-за переизбытка масла в движке, износе блока цилиндров и поршневых колец и поршней. Если двигатель турбинный, стоит проверить ее состояние;
  • чрезмерная загрязненность сажей — обычно наблюдается при некачественной горючей смеси или несбалансированным топливовоздушном составе;
  • шлаковые и лаковые осадки — появляются из-за присутствия в масле и топливе различных присадок;
  • неисправность центрального электрода — возможно при некорректно выставленном зажигании, а также при низкокачественном горючем, осадках в камере сгорания, неисправных клапанах и нарушение затяжки в головки блока цилиндров;
  • нарушение разъема — происходит ввиду старости или перегревания контактов;
  • расплавление электродов — встречается при наличии в камере сгорания самовоспламеняющихся осадков, либо при низком качестве используемого топлива или неисправности клапанов.

Обнаружить поломку СЗ помогут следующие признаки:

  • затрудненный запуск ДВС;
  • двигатель троит и дергается, не набирая мощность и тягу;
  • увеличивается расход горючего;
  • слабый отклик на воздействие на педаль газа, низкие обороты.

Как правило, эти сигналы наблюдаются в совокупности. Не стоит пренебрегать проверкой, поскольку вождение автомобиля с такой неисправностью грозит более серьезным ремонтом, чем замена СЗ.

Как заменить свечу зажигания

Алгоритм действий при замене, в принципе, аналогичен практически на всех моделях автомобилей, исключая те, которые имеют специфичную конструкцию силового агрегата. Сама процедура производится исключительно при неработающем моторе. Лучше всего, если мотор и СЗ холодные, иначе есть риск получения ожога.

Чтобы своими руками произвести замену детали потребуются:

  • свечной ключ с головкой (чаще всего, идут в продаже в наборе);
  • щупы или устройство для измерения зазора электродов;
  • свечи;
  • подходящие инструменты для снятия моторного чехла;
  • смазка-диэлектрик;
  • металлическая щетка;
  • компаунд-диэлектрик на силиконовой основе.

Создание своего тестера

Метод проверки с тестером довольно эффективен. Но если у вас нет подобного прибора, его можно создать самостоятельно. Здесь основой служит зажигалка, а операции таковы:

  1. Разбирается зажигалка. Устраняется пьезоэлектронная составляющая с парой проводов.
  2. Окончания провода немного удлиняются и изолируются.

Провод крепится к верхнему контакту, а база блока присоединяется к корпусу.

Суть проверки таким устройством такова: если при нажатии его кнопки видна искра, свеча работает хорошо. Если искры нет, свеча сломана.

Определяем оптимальный параметр

Какое сопротивление должно быть на свечах зажигания? Многие современные СЗ оборудованы встроенным резистором, назначение которого подавление образовывающихся при работе системы зажигания радиопомех. Величину сопротивления можно отыскать в интернете, введя маркировку СЗ или прибегнув к помощи справочной литературы. О наличии встроенного резистора свидетельствует буква «Р» присутствующая в маркировке изделия.

Проверить сопротивление встроенного резистора можно с помощью тестера. Для проведения диагностики, нужно придерживаться последовательности:

  • подключите щупы измерительного прибора к кончику свечного центрального электрода и высоковольтному контакту;
  • оцените величину сопротивления, если его параметр ощутимо отклоняется от рекомендованных в справочной литературе значений, то нужна замена тестируемого изделия.

Для свечных устройств с резистором, сопротивление колеблется от 2 до 5 кОм. Если СЗ без резистора, то этот параметр составляет 0 кОм. При длительной работе СЗ, или нарушении работы двигателя наблюдается воздействие на материал, из которого изготовлен резистор, прорвавшихся газов. Вследствие этого возрастает сопротивление, оно может приравниваться к бесконечности, в такой ситуации наблюдается выход СЗ из строя.

Проверять какое реальное сопротивление на свечах зажигания стоит с помощью тестера, потому что диагностика «на искру» не дает объективной информации об исправности резистора. Возникновение искры возможно и при неисправном резисторе, при этом работоспособность установленной в автодвигатель свечи снижается или вовсе отсутствует.

Изготовление тестера в домашних условиях

Проверить работоспособность СЗ можно при давлении от десяти атмосфер. Предлагаем вам ознакомиться с одним из способов изготовления стенда для проверки работоспособности свечи, своими руками:

  1. Для проведения диагностики сварите специальную герметическую камеру, с помощью которой можно наблюдать за искрообразованием. Создать высокое напряжение можно используя КЗ от машины и УАЗовский вибратор.
  2. С помощью сварки, изготовьте из листа стали куб 60х60 мм.
  3. На одной грани куба предусмотрите крепление для специального органического стекла, имеющего большую толщину. Толщина стекла играет важную роль: внутри куба будет создаваться высокое давление. Через стекло вы будете наблюдать мощность свечной искры.
  4. Напротив грани со стеклом внутри куба приклейте небольшое зеркало, оно необходимо в ситуациях, когда обзор будет преграждать боковой электрод.
  5. С торца изделия приварите штуцер для СЗ;
  6. Приварите наконечник, для подачи сжатого воздуха.

Принцип работы самодельного устройства простой состоит из последовательности:

  • вкрутите свечу;
  • подайте в куб сжатый воздух;
  • включите катушку зажигания;
  • через смотровое окошко из стекла, наблюдайте за искрообразованием.

Отсутствие искры указывает на необходимость замены тестируемого изделия.

Первые признаки неисправности свечи

1. Отказ запуска двигателя при вращении коленчатого вала с большой частотой.

2. Наличие вспышек горючей смеси в цилиндре, результатом чего является неполноценная работа силового агрегата.

3. При включении стартера двигатель завершает свою работу.

4. Увеличение расходования топлива, происходящее из-за отсутствия воспламенения в цилиндре. В результате двигателю приходится наверстывать подачу мощности за счет большего расходования энергии.

5. При отсутствии зажигания несожженное топливо попадает в катализатор, в результате чего происходит его окисление, что ведет к поломке катализатора.

6. Наличие механических повреждений любого рода.

7. Нестабильный запуск холодного двигателя.

8. Наличие отложений черного цвета на электродах и изоляторе.

9. Присутствие запаха топлива в салоне авто говорит о проблемах со свечой зажигания.

10. Неполадки с проводами.

Что способствует поломке и как проверить работу свечей зажигания? Причины могут быть разнообразными. На работоспособность свечи могут влиять:

  • Качество топлива. Если оно содержит присадки с повышенным содержанием железа, используемые для увеличения октанового числа, следует ожидать появление отложений на электродах, что препятствует искрообразованию.
  • Техническое состояние внутренних деталей силового агрегата. Малейший прорыв картерных газов, проблемы с поршневыми кольцами, просачивание масла в цилиндр благоприятствуют образованию нагара и способствуют быстрой поломке свечей.

  • Техническое состояние подачи топлива. Некачественная и нестабильная подача топлива приводит к неполному сгоранию смесей, что способствует образованию нагара на свечах и их поломке.
  • Техника эксплуатации. Чрезмерные нагрузки транспортного средства в виде работы силового агрегата при пониженных температурах, частые поездки на короткие расстояния во много раз сокращают срок службы свечи.

Приборы для проверки, которые можно сделать самостоятельно

Существует большое количество схем, по которым можно самостоятельно соорудить стенд, предназначенный для проверки свеч. Прибор, сделанный своими руками, поможет сэкономить деньги. Использовать такие аппараты можно многократно. Способ подойдет для тех, кто интересуется конструированием и желает иметь в распоряжении устройства собственного производства.

Проверка с помощью пьезоэлемента от зажигалки

Дешевый способ проверки – использование инструмента, сделанного из простой зажигалки. Ее необходимо разобрать. Для устройства понадобится пьезоэлемент, содержащийся внутри. Провод, выходящий из данного модуля, можно удлинить.

Чтобы проверить работоспособность свечи, достаточно подсоединить провод к наконечнику свечи, а корпус пьезоэлемента прикрепить к ее корпусу. После нажатия кнопки на пьезомодуле, должна проскочить искра. Если ее нет, деталь нуждается в замене. Конструкция простого самодельного тестера выглядит следующим образом:

Прибор имеет один существенный недостаток. При работе на деталь оказывается давление. С помощью тестера на основе пьезоэлемента давление не создается. Поэтому результаты могут быть некорректными.

Почистить свечи, или заменить их?

Итак, по итогам проверки были отобраны несколько свечей, которые не отвечают требованиям исправной эксплуатации. Необходимо теперь определить, что с ними делать: почистить или выбросить. Как почистить свечи зажигания? Это достаточно несложная процедура, одновременно проверяют зазор свечи зажигания и по возможности корректируют его. Эту процедуру производят при помощи специального щупа, а подгибание бокового электрода вверх или вниз можно произвести или специальным инструментом, или любым другим доступным средством., например, отверткой.Центральный электрод подгибать категорически запрещается. Необходимый зазор между двумя электродами должен быть 0,7 мм.

Так можно измерить зазор свечей зажигания

Существуют два способа: механический и химический.

  • Механический способ предполагает применение различных абразивов: ножа, напильников, при помощи которых удаляется нагар. С их использованием стоить быть осторожным, так как появление царапин может снизить эксплуатационные характеристики свечи, что приведет к её выходу из строя.
  • При химическом способе процесс очистки происходит более эффективно, но занимает больше времени. Для этого свечи обезжиривают, промывая в бензине, и на полчаса замачивают в растворе ацетата аммония, далее свечу чистят мягкой щеткой и вытирают.

При установке свечей на место надо помнить, что вкручивание всегда производится вручную, применяя свечной ключ уже после того, как свеча встала на резьбу. Завершающий этап установки производится при помощи динамометрического ключа.

  • Проверка работоспособности и замена

  • Лучшие производители свечей зажигания и их ассортимент

  • Способы проверки катушки зажигания своими руками

Нормальная рабочая свеча

Перед вами фотография, на которой вы можете видеть рабочую (нормальную) свечу зажигания, которая имеет минимальное выгорание электрода. В итоге двигатель на такой свече будет работать эффективно и правильно.

Отложения сажи

Заземляющий элемент, электрод и сама свеча покрыты сажистыми отложениями. Свеча неисправна.

Что стало причиной: Как правило, сажистые отложения на свечке образуются из-за неправильной воздушно-топливной смеси в камере сгорания. Например, смесь может быть по каким-то причинам с переизбытком кислорода.

В том числе подобное отложение может быть из-за сильно загрязненного воздушного фильтра, из-за неисправности системы впрыска, выхода из строя датчика температуры и неисправности датчика кислорода (лямбда зонда).

Кроме того, отложение сажи могут образовываться из-за неправильного теплового диапазона свечи зажигания.

Масло на свече зажигания

Заземляющий элемент, электрод и корпус свечи покрыт масленым налетом.

Что стало причиной: Избыточное количества масла двигателя в камере сгорания, которое может быть из-за перелива масла (выше отметки максимум на масленом щупе). Также масло на свечке зажигания может говорить об износе поршневых колец, об износе поршней, блока цилиндров двигателя и направляющих клапанов.

Если машина оснащены турбодвигателем, то масло на свечах зажигания может указывать на неисправность турбокомпрессора.

Лаковые отложения на свечах

На свече заметны лаковые отложения, имеющие коричнево-желтый цвет или зеленый оттенок.

Что стало причиной: Самой распространенной причиной лаковых отложений на свечках являются присадки в бензине и в моторном масле.

Шлаковые отложения

На заземляющем элементе свечи и на электроде заметны большие отложения топлива и моторного масла.

Что стало причиной: Подобные шлаковые отложения (смолисто-коксовые) появляются чаще всего из-за присадок в моторном масле, которые в последние годы чаще всего используются производителями. В результате сгорания присадок образуются большие отложения на свечках, что может являться причиной неправильной работы двигателя и системы зажигания.

Расплавился центральный электрод свечи зажигания

Центральный электрод свечи выгорел. Край заземляющего элемента также оплавился.

Что стало причиной: Чаще всего подобное можно наблюдать при перегреве свечи, в результате неправильного зажигания автомобиля. Также свеча может расплавиться в результате отложений в камере сгорания, неисправности клапанов, низкого качества бензина, а также в результате неправильной затяжки свечи в головке блока

Внешний вид СЗ

Свечи, требующие замены.

Признаки неисправности свечей зажигания можно определить по внешнему виду изделий:

  1. Присутствие механических повреждений на корпусе свечи, изменение формы электродов либо шайбы для уплотнения. При выявлении этих симптомов нужно произвести замену СЗ. Причина неисправности:
  • калильное число свечей не соответствует типу мотора;
  • неполадки системы охлаждения;
  • увеличенный угол опережения зажигания.
  1. Присутствие черного нагара указывает на переобогащенную топливную смесь, которая сгорает частично, при этом образовывается много копоти, искра зажигания имеет недостаточную силу.
  2. Свеча приобретает глянцевый стеклообразный вид. Этот симптом указывает на перегрев изделия, возникающий при использовании бедной топливной смеси либо машина ездила на газово – воздушной смеси.
  3. Образование масляного нагара говорит о присутствии моторной жидкости в камере сгорания. Причина поломки: просачивание смазочного материала через маслосъемные колпачки клапанов ГБЦ, либо износ поршневой группы.
  4. Отложения желто – коричневого оттенка, которые образовываются из – за нагара на диэлектрике носа свечи.
  5. Надкол либо обрыв свечного изолятора указывает на резкий перегрев либо охлаждение.
  6. Эрозия свечного контакта возникает из-за присутствия эффекта коррозии и окислительных реакций со свинцом. Причина неисправности кроется в увеличении свечного зазора.
  7. Расплавление контакта является результатом перегрева.
  8. Нагар красного цвета указывает на превышение металлосодержащих присадок в горючем.
Если силовой агрегат работает нормально, то свечной нагар должен быть светлого серо – коричневого цвета.

Рекомендуем посмотреть видео о необходимости смены СЗ:

Проверка производительности двигателя

Если свечи зажигания повреждены или загрязнены, то это может спровоцировать множество проблем, включая повышенный расход топлива, медленное ускорение, пропуски зажигания и проблемы с запуском двигателя. Если возникли проблемы с двигателем, то сначала стоит обратить внимание на свечи зажигания – это хорошее место для начала выяснения причин.

Благодаря изучению состояния свечей зажигания двигателя можно получить представление о том, насколько хорошо он работает. Вы можете сделать такую проверку частью регулярного технического обслуживания вашего автомобиля, квадроцикла, газонокосилки или мотоцикла или же прибегать к ней при возникновении подозрения, что с двигателем что-то не так.

Как правильно заменить свечи зажигания?

Напоследок дадим вам несколько полезных советов, которые не только помогут вам правильно поменять свечи зажигания или накала, но и позволят избежать различных неприятностей.

  1. Проследите за тем, чтобы нагар или грязь около колодцев ни в коем случае не попадали в камеру сгорания. Для этого удалите пыль и грязь еще до удаления старых свечей. Если это случилось, можно воспользоваться компрессором, чтобы выдуть грязь оттуда. Или на бензиновом двигателе можно попробовать запустить мотор без свечи, вследствие чего поршень сам выбросит топливную смесь с грязью в подкапотное пространство.
  2. Для замены свечей (особенно это актуально для свечей зажигания) пользуйтесь специальным свечным ключом (или хотя бы головкой). Дело в том, что эти приспособления не только облегчают работу, но и плотно держат непосредственно свечу, не давая ей упасть в подкапотное пространство. Как правило, свечной ключ при покупке машины идет в наборе. Если у вас его нет, то купите в автомагазине, он недорого стоит.
  3. Лучше всего менять свечи (как откручивать, так и закручивать) на холодном, а не на горячем двигателе. Это связано с тем, что теплая резьба больше подвержена деформации.

При установке или замене свечей нужно выбрать правильный момент затяжки. Если момент затяжки будет сильно большой, свеча может повредиться, а слишком низкий момент затяжки станет причиной плохого теплоотвода и уплотнения. Большинство производителей указывает на упаковке конкретные значения крутящего момента. Приведем для вас таблицу от известного производителя DENSO, на которую вы можете ориентироваться:

Размер резьбы Рекомендуемый момент Рекомендуемое число оборотов
Новая свеча Использованная свеча
Прокладка М8, Тип Y 9…10 Н·м ±1 обор. ±1/12 обор.
М10, Тип U, N 10…15 Н·м ±2/3 обор. ±1/12 обор.
М10, Прокладка из нержавеющей стали 10…15 Н·м ±3/4 обор. ±1/12 обор.
М12, Тип SXU, X, XE, XU, ZXE, ZXU 15…20 Н·м ±1/3 обор. ±1/12 обор.
М14, Тип FK, J, K, KJ, P, PK, PKJ, PQ, Q, QJ, QL, S, SF, SK, SKJ, SV, SVK, VK, VKJ, W, ZT 20…25 Н·м ±1/2 обор. ±1/12 обор.
М14, Прокладка из нержавеющей стали 20…25 Н·м ±2/3 обор. ±1/12 обор.
М18, Тип L, M, MA, MW 30…40 Н·м ±1/4 обор. ±1/12 обор.
Коническое гнездо М14, Тип PT, PTJ, T 20…30 Н·м ±1/16 обор. ±1/16 обор.
М18, Тип MA 30…40 Н·м ±1/4 обор. ±1/12 обор.

Теперь о пробеге между заменой. Повторимся, что точную информацию вы узнаете лишь из мануала к вашему авто. В первую очередь необходимо помнить, что существуют обычные, платиновые и иридиевые свечи. Как правило, большинство автопроизводителей рекомендует проводить замену свечей через 20…30 тысяч километров пробега (справедливо для обычных никелевых). В среднем же нормальные свечи «ходят» приблизительно 60 тысяч километров.

В то же время упомянутые иридиевые свечи могут «проходить» и все 100 тысяч (по крайней мере, так пишут их производители).

В последнее время производители иридиевых свечей также начали указывать, что их нужно менять через каждые 20 тысяч километров пробега. Но скорее это похоже на рекламный ход, направленный на то, чтобы дать сервисным центрам заработать на доверчивых клиентах.

Поэтому повторимся, что первое правило — учитывать рекомендации производителя. И даже если свечи справляются со своей задачей после прохождения указанного срока, все же рекомендуется заменить их в целях профилактики.

Мечик для чистки свечного колодца

Еще один совет. В автомагазинах вы можете найти «Набор для ремонта свечных колодцев». Среди прочих инструментов в него входит мечик. Даже если резьба под свечку нормальная, все же рекомендуем вам пройтись этим инструментом по ней. Это нужно для того, чтобы очистить грязь и накал в резьбе. При этом смажьте мечик смазкой (например, графитовой) для того, чтобы мусор цеплялся именно к ней. Операцию проводите в несколько этапов. Например, один поворот, очистка инструмента, два поворота — аналогично. Главное, не спешить, а выполнять очистку качественно.

Желательно, но необязательно, мазать резьбу свечей смазкой, способной выдерживать значительные температурные режимы. Например, для этого можно использовать смазки для суппортов и направляющих.

Иногда возникают ситуации, когда после замены свечей двигатель начинает «троить» или вовсе не заводится. Тут возможны разные варианты. В частности:

  • новая или отремонтированная свеча повреждена;
  • при установке вы нарушили целостность электропроводки (возможно, клеммы);
  • плохой контакт между клеммой и свечой;
  • при одновременной замене нескольких свечей вы перепутали местами контактные провода;
  • неверно выбрали момент затяжки свечи.

В любом случае вам необходимо повторить процедуру по демонтажу проблемной свечи, после чего проверить ее и выполнить ревизию.

Замена свечей зажигания и накала — несложная процедура, которая доступна любому, даже начинающему, автолюбителю. Для этого нужно минимум инструментов и опыта. Так вы сможете сэкономить, ведь цена на замену свечей на СТО немаленькая. Гораздо важнее в данной ситуации, вовремя выявлять неполадки и проводить ревизию или замену свечей. Соблюдайте график замены, рекомендуемый производителем вашего автомобиля. Также для продления срока службы пользуйтесь качественным топливом и заливайте хорошее масло.

Определение неисправностей свечей зажигания

Проблема визуально определяется «невооруженным глазом» даже далеким от автомобиля человеком. Первым и определяющим показателем неисправности свечей выступает неравномерная работа автомобиля – он постоянно глохнет.
Неисправность не позволяет воспламениться бензиново-воздушной смеси внутри цилиндра. Вместо сгорания топливо устремляется в катализатор. Этот дефект можно учуять носом – аромат бензина весьма чувствительный.
Бензиновые моторы должны для эффективного процесса сгорания топлива поддерживать температуру внутри цилиндров порядка 400-500 градусов Цельсия. Лишь достигнув «критической» температуры, смесь без проблем воспламенится, полностью сгорая.
Высокотемпературный режим отрицательно влияет на работоспособность свечей. Все старые детали имеют наслоения в большей или меньшей степени.
Постепенно электроды обрастают отложениями и наростами, способными оказывать прямое воздействие на свечи, ухудшая качество искры. Нормальный, работоспособный электрод всегда обладает однороден, имеет равномерность цвета и формы, и никаких «артефактов» на нем присутствовать не должно.
Чистые детали без следов горения на электродах свидетельствуют об исправности свечей, мотор должен работать безукоризненно.

Симптоматика неисправности свечей зажигания

Владельцам автомобилей стоит начать беспокоиться, если проявляются определенные признаки и симптомы:

  1. Автомашина «зависает» при выжатой педали акселератора «в пол», не увеличивая и даже теряя мощность.
  2. Повышается чрезмерно расход горючего.
  3. На контрольной панели загорается пиктограмма неисправности двигателя.
  4. В холодное время года запуск двигателя сопряжен с трудностями.
  5. На холостом ходу автомобиль работает неустойчиво.
  6. Двигатель запускается через большой промежуток времени при работающем стартере либо вообще не заводится.
  7. Машина внезапно глохнет.
  8. Обнаруживаются вибрация силового агрегата, троение.

Точная диагностика проблемы предполагает необходимость выкрутить свечи. Перед тем, как это сделать, необходимо тщательно разогреть двигатель. Если ситуация позволяет, желательно проехать на автомобиле не меньше 250 км. Тогда результат визуального осмотра даст почти стопроцентную гарантию проверки.
Выкрученную свечу зажигания следует тщательно осмотреть на предмет каких-либо повреждений. Особенно важно изучить свечной кончик, контактирующий с цилиндром.

Отличная, не утратившая рабочих свойств свеча может иметь незначительный коричневатый либо серо-коричневатый окрас отложений. Свечи и электрод остаются светло-серые.

Неизменность оттенка означает, что проблема кроется в чем-то ином, ведь свечи зажигания находятся в хорошем, работоспособном состоянии.
Загрязненные и поврежденные свечи способны спровоцировать многочисленные проблемы. При проблемном запуске двигателя всегда проверку начинают с азов – проверяют работоспособность свечей. Удовлетворительный результат внешнего состояния – показатель того, насколько хорошо работает двигатель.
Такая проверка должна производиться при регулярном техобслуживании автомобиля, а такжеы спонтанно – при подозрении на неполадки мотора.

Повышенная изношенность электрода, непригодность заземляющего элемента

Эти факторы ведут к повреждению материала свечи. Проблема заключается в использовании «разбодяженного» бензина, содержащего множество присадок либо приобретение для автомобиля «улучшенного» за счет присадок масла. Стремительный износ может быть связан с детонациями, частым перегревом.

Поврежденный разъем

Изношенность свечи в месте возникновения искры либо в зоне контакта с высоковольтным проводом. Причинами неисправности являются старый, пришедший в негодность разъем проводов или постоянный сильный перегрев.

Разрушение керамики на изоляторе

Любое механическое даже самое незначительное повреждение керамического слоя означает испорченную деталь. Она подлежит безусловной замене.

Тестирование свечей зажигания

Нормальная деталь практически не имеет выгорания на электроде. С такой свечой мотор будет работать, как часы.

При этом важно знать, какие могут быть неисправности свечей зажигания. Это поможет начинающим автомобилистам.

Электрод свечи очень быстро износился

На электродах и заземляющих элементах можно наблюдать повышенный износ, в результате которого повредился материал критически важных элементов свечи. Причина этого – некачественный бензин с большим количеством присадок. Также к этому может приводить масло с присадками. Быстрый износ свечи можно наблюдать при детонациях или перегревах.

Свеча расплавилась

Об этом говорят сильные отложения на заземляющем элементе и на электроде. Это случается из-за присутствия в камере продуктов сгорания различных отложений, которые могут самовоспламеняться. Также это может быть признаком неправильной работы клапана. Ну и самая популярная причина – плохое топливо.

Калильное число и «самоочищение»

Температурные процессы в камерах сгорания различных моделей двигателей имеют некоторые отличия. Для оптимальной работы свечи в каждом конкретном двигателе, предусмотрена их сертификация по показателю теплоты сгорания – калильного числа. К примеру, на Форд Фокус оно составляет 7 и прописано в маркировке PFR7S8EG, после PFR, относятся к классу «холодных», применяемых на двигателях с повышенной компрессией и степенью сжатия, для топлива с высоким октановым числом.

Свечи имеют свойство «самоочищения», которое предусматривает, при температуре выше 450 С градусов, сгорание образовавшихся частиц сажи. Этот эффект оказывает положительное воздействие на продолжительность, качество работы и отсутствие неисправностей. В результате таких действий, как:

Продолжительная работа двигателя на холостых оборотах. Длительное движение без нагрузки на оборотах, не превышающих 2500 в минуту. Частые поездки на расстояние менее 50 км в щадящем режиме.

Самоочищение не происходит и результат – неисправность мотора не заставит себя долго ждать. Повысится расход топлива, снизится мощность, появятся провалы и перебои в работе двигателя. Свечи не любят бережный режим эксплуатации и требуют периодического драйва и нагрузок.

Черный бархатный нагар на электродах

Черный бархатный налет на изоляторе и электродах свечи

Он является признаком «богатой» топливовоздушной смеси. То есть, когда в камеру сгорания попадает слишком много топлива, а воздуха мало. Оно не сгорает полностью. Поэтому откладывается на электродах свечей в виде копоти.

Виной тому может быть неправильное смесеобразование. За это в современных машинах отвечает ЭБУ двигателем. Нужно «чекать» его на ошибки и смотреть, что работает неправильно. Низкая компрессия в цилиндрах тоже может быть причиной нагара на свечах.

В холодную погоду блок управления двигателем намеренно переобагащает топливную смесь. Поэтому нужно смотреть на количество нагара и брать во внимание погодный фактор.

Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе может «обманывать» ЭБУ мотора. Он передает блоку, что в цилиндр поступает много воздуха. Он в свое время добавляет больше топлива в газовую смесь. А так как воздуха у нас поступает достаточное количество, а бензина получается больше чем нужно, то и получается слишком богатая смесь.

Датчик давления топлива или проблемы с бензонасосом. Если давления в топливной рампе будет больше чем надо, то и бензина будет поступать в мотор больше, чем необходимо. Если топлива будет много, то двигатель будет «захлебываться», глохнуть на любых режимах работы, потеряет динамику.

На карбюраторных двигателях, да еще остались такие, качество смеси регулируется отдельным винтом «Качества». Он находится на карбюраторе. Чтобы правильно его настроить нужна определенная настройка. Если «перекрутить» его, то получим или богатую или бедную смесь.

Полосы на внутреннем изоляторе свечи

Белые полоски на свечном изоляторе на внутренней его стороне

Виной этому будет «пробитый» изолятор. То есть, искра образуется не между электродами, а между центральным и корпусом свечи. В таком случае топливо не будет полностью сгорать, в некоторых случаях, двигатель не запуститься, а если и запуститься, то будет «троить».

Появятся пропуски зажигания, цилиндр, где не рабочая свеча, не будет принимать участия в работе мотора. Поэтому такой режим силового агрегата называют «троением», то есть, работой только трех цилиндров вместо четырех.

Искра возникает не между электродами, а между корпусом свечи и центральным электродом

Замер сопротивления высоковольтных проводов

Провода отсоединяются от разрядника и полностью снимаются с двигателя. Для этого используется тестер в режиме измерения сопротивления в диапазоне 20 кОм. Контакты тестера помещаются с двух сторон провода и снимаются показания.

Сопротивление на ВВ проводах может колебаться от 3,5 до 10 кОм, при этом разница этого показателя в одном комплекте проводов двигателя не должна превышать 3 кОм. В противном случае они подлежат замене.

Если провод показывает сопротивление более 10 кОм, он питает дефектную свечу или свеча была с увеличенным зазором. Если в высоковольтной системе зажигания имеется всего один неисправный элемент, нарушается вся работа системы, а элементы выходят из строя.

Проверка высоковольтных проводов зажигания мультиметром – самый надежный способ определения их состояния. Если сопротивление превышает нормативные показатели для данного провода, его нужно заменить.

Действия для продления жизни свечей

Как и все детали авто, они также нуждаются в периодическом обслуживании. Бережное отношение способствует продлению срока их службы и улучшению эффективности работы.

Обслуживание свечей подразумевает:

  • периодический осмотр на степень загрязненности;
  • постоянную очистку элементов;
  • контроль за степенью зазоров между электродами.

Как выполняется диагностика свечей зажигания на основании внешнего вида: черный нагар

Темный непрозрачный налет на электродах может указывать на многочисленные неполадки. Прежде чем анализировать их, разделим черные образования по структуре на три независимые группы:

  1. Маслянистая (влажные отложения).
  2. Бархатистая или рыхлая (сухая копоть).
  3. Твердая.

Белый нагар на элементах системы воспламенения

Градация цветов электродов от светло-серого до белого (возможен и светло-желтый) является свидетельством того, что мотор работает на обедненной смеси. Сопутствующими причинами могут быть:

  • Слишком «горячее» изделие. Калильное число изделия ниже рекомендуемого производителем.
  • Большой угол опережения зажигания.
  • Использование бензина с низким октановым числом.


Медлить с выяснением обстоятельств, вызвавших такое состояние цвета нагара новой свечи зажигания, не стоит. Обедненная смесь прямым образом организует перегрев и разжигателя, и камеры сгорания. В конечном счете эта ситуация способна привести к прогару выпускных клапанов.

При анализе факторов, спровоцировавших приготовление смеси низкого качества, полезно проверить присутствие аномального калильного воспламенения. Симптом, указывающий на его наличие – нежелание мотора глохнуть при выключенном зажигании. В сумме это означает, что «спичка» создана не для этого двигателя. Этот вывод не будет спонтанным, если отвод тепла от поджигателя не нарушен вследствие неплотной затяжки резьбового соединения, а под уплотнительной прокладкой отсутствует грязь. Ежели это так, то придется покупать новый комплект, предварительно посоветовавшись с руководством по эксплуатации.

Копоть и пепел

Такие отложения на фоне неустойчивой работы силового агрегата, сложного проблемного запуска авто свидетельствует о неправильной регулировке зажигания, слишком богатой воздушно-топливной смеси.

При таких обстоятельствах бензин не сгорает полностью. Его остатки образуют подобный нагар. Кроме того, причиной образования этих отложений могут быть различные топливные присадки. Злоупотреблять ими без крайней необходимости не рекомендуется. В данной ситуации лучше произвести замену элементов, сделать зажигание более ранним.

Маслянистый налет

Забрызганная таким образом свеча свидетельствует о попадании на нее моторного масла, которое прикипает под воздействием высоких температур. Смазка внутрь моторных цилиндров может попадать по разным причинам.

Это может происходить из-за изношенных маслосъемных, компрессионных колец. Кроме того, причиной нередко является микротрещины на поверхности самого корпуса двигателя, поврежденные прокладки головки блока цилиндров, загрязнение или повреждения клапанов, их посадочных мест.

Такие источники искры нередко свидетельствуют о повышенном расходе топлива, засорении воздушного фильтра, слишком богатой воздушно-топливной смеси.

Красно-бурые отложения

Налет такого цвета и структуры имеет металлический состав. Он свидетельствует о чрезмерном использовании различных присадок, плохом качестве бензина.

Отложения постепенно уменьшают зазор между центральным и боковым электродами, снижая мощность, увеличивая расход топлива. Кроме того, при таких обстоятельствах запускать двигатель будет все сложнее. Для дальнейшей эксплуатации свечей их лучше очистить с помощью пескоструйной обработки.

Электрод отсутствует или поврежден

Данное явление возможно только в случаях, когда внутрь камеры сгорания попали инородные предметы.

Это может произойти из-за сильно изношенного воздушного фильтрующего элемента или стать следствием неаккуратной сборки мотора после ремонта. Кроме того, вызвать подобные проблемы может некачественное топливо, слишком раннее зажигание, детонация при работе силового агрегата.

Если частицы центрального электрода вылетели через выхлопную трубу, то это еще полбеды. Проблема может усугубиться, когда обломки застрянут под выпускным клапаном. Здесь уже придется столкнуться с необходимостью ремонта головки блока цилиндров.

Плотные наросты

Если маслосъемные поршневые кольца чрезмерно вырабатываются или залегают, то масло попадает внутрь цилиндра и сгорает на электродах свечи, образуя зольные отложения.

При этом автомобилист может заметить повышенный расход масла у своего авто, синий дым из выхлопной трубы. Рекомендуется при каждой замене моторного масла проверять состояние свечей. Кроме того, лучше менять их местами, поскольку каждый цилиндр отличается рабочей температурой.

Нагрузки на автомобильные свечи

В ходе работы ДВС свечи зажигания подвергаются самым разным нагрузкам:

  • тепловым;
  • механическим;
  • химическим;
  • электрическим.

В отношении тепловой нагрузки можно сказать следующее. Свеча зажигания установлена таким образом, что ее рабочая часть находится непосредственно в камере сгорания, тогда как контактная – в подкапотном пространстве. Температура здесь варьируется от нескольких десятков градусов на впуске до 3000 °C в ходе процесса сгорания. Под капотом этот показатель доходит до 150 °С.

В результате из-за такого неравномерного нагрева в отношении всей длины детали (разница может доходить до нескольких сотен градусов) происходят тепловые напряжения и деформации. К тому же, вне зависимости от видов автомобильных свечей зажигания, у изолятора и металлических деталей разный коэффициент термического расширения, что только усугубляет положение.

Что касается нагрузки механического характера, то стоит учитывать и разность давления. На впуске оно ниже атмосферного на 50 кгс/см2, а при сгорании топлива существенно выше. Помимо этого, во время работы двигателя на свечи воздействуют вибрации.

Химические нагрузки обусловлены разнообразием веществ, выделяемых при сгорании топлива. Причем некоторые из них могут вызвать окислительные реакции у самых стойких материалов. И это при том, что рабочая температура электродов и изолятора составляет около 900 градусов.

Не обходится и без воздействия электрической нагрузки. В ходе образования искры, на что уходит примерно 3 мс, на изолятор в это время действует импульс высокого напряжения. Иногда оно может доходить до 20-25 кВ, но некоторые системы способны выдать гораздо большее напряжение.

Период использования

Если двигатель находится в исправном состоянии, то, как правило, срок эксплуатации свечей составляет 30 тыс. км пробега в отношении классической системы зажигания и 20 тыс. км – для электронной. В то же время, как отмечают многие эксперты, фактическое значение раза в два выше. Только достичь этого удается лишь в лабораторных условиях. Только здесь можно создать идеальные условия, чего нельзя сделать в ходе эксплуатации транспортного средства в привычном режиме. И зачастую вид свечей зажигания после работы оставляет желать лучшего.

Важность искрового промежутка

Искровой промежуток свечи зажигания – это расстояние от центрального электрода до боковых элементов. Каждый производитель устанавливает свое значение, поэтому необдуманная их регулировка грозит серьезными перебоями на фоне снижения производительности.

Если электрод был случайно отогнут, стоит попробовать вернуть ему первоначальное положение. Для этого можно ориентироваться по другому изделию. В крайнем случае можно купить новую свечу.

Температурный диапазон свечей

Температурный режим свечей зажигания тоже очень важен. Он обозначает нагрев рабочей их части. В идеале такой диапазон должен находиться в пределах 500-900 °C, исходя из режима работы силового агрегата. Причем вне зависимости от условий камеры сгорания. Будь это холостые обороты ДВС либо максимальные, температурный режим свечи должен все время находиться в пределах установленной нормы. И это также касается любых видов свечей зажигания.

Такое положение дел обусловлено тем, что из-за пониженной температуры на изоляторе образуется нагар. Это в свою очередь вызывает перебои в работе автомобильных свечей. Помимо этого, повышение или понижение температуры отрицательно сказывается на их сроке службы.

Чем отличаются: стандартная, иридиевая и платиновая свеча

Стандартные – оснащены электродом из сплава никеля. Обеспечивают эффективную работу привода и низкий расход топлива. Сплав ионной никелевой аккумуляторной свечи характеризуется высокой жизнеспособностью, а стандартно используемая в таких вариантах медная сердцевина электрода хорошо отводит тепло, а также предотвращает свечу от тепловой перегрузки. К тому же — это самая дешевая из возможных вариантов разновидность.

Иридиевые – это вид, в котором сейчас применяются высококачественные технические решения. Такие свечи имеют наконечник центрального электрода из сплава иридий. Применение этого металла связано с его особенностями, ибо иридий один из самых твердых металлов и характеризуется высокой устойчивостью к коррозии. Применение иридия несет и другие преимущества. Благородный металл позволяет выполнять более тонкий стержень электрода – даже 0,4 мм. Это, в свою очередь влияет на уменьшение напряжения зажигания и, кроме того, улучшает распространение фронта пламени зажигания в камере сгорания. Из-за применения новейших технологий этот вид стоит дороже. Однако цену компенсирует в два раза больший срок службы.

Платиновые – характеризуются очень длительным периодом эксплуатации. Применяемые в центральном электроде платиновые пластины обеспечивают постоянную мощность даже в самых сложных условиях.

Такой электрод более тонкий, чем стандартный. Цена платиновых свечей выше, чем у стандартных аналогов. Платиновые элементы идеально подходят для автомобилей, работающих на газе. В этом случае срок их службы даже в четыре раза выше, чему обычных.

Как выбрать подходящие свечи

Подбор правильного типа свечи зажигания — это очень важный момент. Ибо универсальных вариантов не бывает. Для каждой модели автомобиля присваиваются специальные виды. Именно такие должны устанавливаться в автомобиле. Наиболее точными источниками информации о том, какие продукты надо применять, служат инструкции по эксплуатации автомобилей, а также каталоги производителей.

Отдельные компании имеют различные способы обозначения своих продуктов, поэтому перед покупкой лучше проконсультироваться с продавцом. В точках продаж продавцы с удовольствием посоветуют, какие типы можно применять для данной модели автомобиля и помогут сделать правильный выбор вида и производителя. В ассортименте представлены свечи в разных ценовых категориях, практически, всех производителей: Beru, Bosch, Denso, NGK.

Свечи зажигания могут отличаться друг от друга размером – формой резьбы, корпусом, стандартом исполнения, значением тепла и типом используемых электродов. Следует также обратить внимание на то, каким топливом питается ваш двигатель. Это может быть бензин, газ или дизельное топливо. Все эти параметры определяют правильный выбор.

В случае старых автомобилей, работающих на бензине, можно позволить себе выбрать самое дешевое решение — стандартные свечи. Также подойдут более дорогие и прочные иридиевые и платиновые варианты, которые используются в большинстве автомобилей после 2000 года выпуска. Если Ваш автомобиль питается газом, отличным выбором станет покупка типа, приспособленного к этому виду топлива.

Советы специалистов

  • Подбирая свечи, не руководствуйтесь только ценой, но и типом. Иридиевые или платиновые виды имеют в несколько раз больший срок службы, чем у стандартных свечей и большую долговечность.
  • Старайтесь не покупать свечей, которые не являются дизайнерскими. Это слишком важная деталь для двигателя авто, чтобы на ней экономить.
  • Не подбирайте их самостоятельно. Лучше всего в этом вопросе обратиться к специалисту, который подберет специальную свечу для вашего автомобиля.
  • Лучше не меняйте свечи самостоятельно. Хотя действие и кажется простым, следует иметь в виду, что корпус закручивается с достаточной силой (моментом).
  • Никогда не устанавливайте в автомобиле использованные свечи, не меняйте их по отдельности. Когда необходима замена, меняйте сразу весь комплект

Правильный подбор свечей зажигания очень важен и положительно влияет на увеличение срока службы всей системы зажигания. Это происходит за счет снижения уровня высокого напряжения, генерируемого в системе зажигания до расхода топливной смеси. До наступления холодного времени года пользователи автомобилей с бензиновыми и газовыми двигателями следует позаботиться об исправности системы зажигания.

Даже минимальные повреждения могут не давать никаких симптомов летом, но способны вызвать проблемы с осенью и зимой.

Источники


  • https://delairukami.ru/avto/proverit-svechi-zagiganija/
  • https://EvoSnab.ru/instrument/test/kak-proverit-svechi-zazhiganija
  • https://multimetri.ru/proverit/kak-proverit-svechi-zazhiganiya-multimetrom/
  • https://SdelaySam-SvoimiRukami.ru/5673-kak-proverit-svechi-multimetrom-i-chto-vazhno-znat-pri-ih-zamene.html
  • https://tolkavto.ru/remont-i-obsluzhivanie/elektrooborudovanie/kak-proverit-svechi-zazhiganiya-svoimi-rukami.html
  • https://etlib.ru/blog/225-kak-proverit-svechi-zazhiganiya
  • https://prometey96.ru/remont/kak-proverit-svechi-zazhiganiya.html
  • http://AvtoMotoProf.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/proverka-rabotosposobnosti-svechey-zazhiganiya/
  • https://avto-idea.ru/remont/kak-opredelit-neispravnosti-svechey-zazhiganiya-simptomy-i/
  • https://fastmb.ru/autoremont/4629-priznaki-neispravnyh-svechey-zazhiganiya.html
  • https://FB.ru/article/267224/osnovnyie-priznaki-neispravnosti-svechey-zajiganiya-spisok-prichinyi-osobennosti-remonta
  • https://uremont.com/publications/articles/priznaki-neispravnosti-svechey-zazhiganiya
  • https://zen.yandex.com/media/id/59ab872ae86a9e96d63241ad/o-chem-molchat-svechi-zajiganiia–kak-mojno-po-nim-opredelit-problemy-s-dvigatelem-5f06237709ec2452aa706e8e
  • https://prometey96.ru/lada-remont/soprotivlenie-svechej-zazhiganiya.html
  • https://autostadt.su/zundung-diagnostika-svechei-zazhiganiya/
  • https://lada-xray2.ru/sovet/o-chem-krichat-svechi-zazhiganiya-7-simptomov
  • https://FB.ru/article/380152/vidyi-svechey-zajiganiya-ih-harakteristika-razlichiya-i-sovetyi-po-vyiboru
  • https://tolkavto.ru/remont-i-obsluzhivanie/elektrooborudovanie/raznovidnosti-svechej-zazhiganiya-ih-otlichiya.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт автомобиля, решение проблем с авто