- Крутящий момент и мощность
- Экономичность
- Вибрации и шумы
- Работа в холодное время года
- Обслуживание
- В чем разница между бензиновыми и дизельными двигателями?
- Особенности эксплуатации
- Преимущества и недостатки
- Долговечность и безопасность двигателя
- Шум и экологичность
- Стоимость ремонта
- Плюсы дизельного двигателя
- Недостатки дизельного двигателя
- Особенности конструкции дизельного двигателя
- Как правильно эксплуатировать дизельные двигателя
- Достоинства дизельного агрегата в автомобиле
- Причинно-следственные связи
- Дизельный парадокс
- Почему дизелю сказали «нет»?
- Двадцать лет на успех
- Высокая надёжность
- Затраты на содержание
- Работа на синтетическом топливе
- Особенности езды
- Эксплуатация зимой
- Советы по ремонту
- Стоит ли покупать
- Мифы и заблуждения
- Симптомы и причины неисправностей
- Плохой пуск и плохая работа при низких температурах. Правда на 20%
- Дизель позволяет сэкономить. Справедливо на 50%
- Дизельные двигатели больше вредят окружающей среде. Правда на 30%
- Дизельные двигатели ставят только на большие машины. Неправда
- Дизельные автомобили медленнее бензиновых. 50:50
- В обслуживании дизель проще, даже свечи менять не надо. Неправда
- Роторно-поршневые
- Комбинированные агрегаты
- Принцип действия
- Двухтактный ДВС
- Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания
Крутящий момент и мощность
Это первый критерий, по которому стоит сравнивать силовые агрегаты. Бензиновые моторы являются более короткоходными, в отличие от своих дизельных конкурентов. Потому у них меньший крутящий момент, но зато большая мощность. И благодаря этой особенности моторы могут раскручиваться до довольно высоких оборотов. За счёт этого, в свою очередь, автомобиль является более динамичным. В этом плане с такими агрегатами могут посоревноваться разве что новые дизели, оснащённые турбонаддувом.
Вообще, очень сложно дать ответ на вопрос касательно того, какой мотор лучше. Всё зависит от потребностей водителя. Это уже он решает, что ему нужно – бензин или дизель. Плюсы и минусы движков отличаются тоже. Так, огромное преимущество моторов, потребляющих ДТ, – это их тяга. Крутящий момент у этих аппаратов на высоте. За счёт этого дизельные двигатели очень тяговитые.
Экономичность
Второй критерий, который уже является более весомым и значимым, это экономичность. Многие люди считают, что дизельные двигатели позволяют сберечь немало денег, так как ДТ дешёвое и нужно его меньше. Так ли это? Итак, у таких силовых агрегатов, как уже ранее говорилось, очень высокая степень сжатия. За счёт этого увеличивается так называемый коэффициент полезного действия. А он на 20-40 процентов выше, чем у бензиновых моторов. Соответственно, дизельный агрегат затрачивает меньше топлива на 1 км, чем его бензиновый конкурент. А это значит, что представление об экономичности таких моторов верное.
Помимо этого, стоит отметить, что впрыск топлива у них происходит сразу в камеру сгорания. То есть, горючее не проходит никаких дополнительных путей и, соответственно, потери его сводятся к минимуму. А вот в бензиновых агрегатах топливо сначала смешивается с воздухом. А происходит это во впускном коллекторе. Хотя цена не так уж и отличается. Пара рублей разницы за литр между ДТ и 98-м бензином.

Вибрации и шумы
Об этом тоже стоит поговорить, рассказывая про плюсы и минусы дизеля и бензина. На сегодняшний день каждый автопроизводитель активно работает над тем, чтобы уменьшить вибрации и шумы дизельных моторов. Современные двигатели, работающие на солярке, уже практически приблизились по вышеуказанным показателям к бензиновым агрегатам. Но всё равно ещё можно различить их. Хотя бы по характерной вибрации и стуку, которые появляются, когда мотор запущен и работает на холостых оборотах. А бензиновый двигатель тихо работает. Иногда даже сложно определить – запущен он или заглох. В принципе, эти факторы многие учитывают, изучая плюсы и минусы бензинового и дизельного двигателей. Но для большинства всё-таки это не имеет значения. Не такие уж и неприлично громкие эти шумы и вибрации. Если машине, конечно, не 30 лет.
Работа в холодное время года
Этот критерий также важен для многих людей. Для них это важнейший момент в обсуждении такой темы, как плюсы и минусы дизеля и бензина. Здесь также есть что сказать. Более проблемный в этом плане – дизельный мотор. А всё потому что в нём топливо воспламеняется самостоятельно, поскольку сильно нагревается воздух в момент мощного сжатия. Если на улице температура ниже минус 30 градусов, то случается проблема. Воздух недостаточно прогревается! И топливо воспламенить не получается. И чтобы обойти указанную проблему, в дизельных моторах применяют свечи накала. За счёт них удаётся раскалить камеру сгорания перед тем, как запустить работу агрегата.
Но если он и запустился в мороз сразу, то это не гарантирует беспроблемную поездку. Если в бак залили летнее или же низкокачественное горючее, то на холоде в нём сразу же образовываются парафиновые кристаллы. Они являются «клапанами», которые перекрываются топливный проводящий канал вместе с фильтрами. И машина может заглохнуть на ходу. Советуется зимой не держать бак наполовину заполненным. Уровень топлива всегда должен быть максимальным. А бензиновые агрегаты сразу запускаются. Горючее воспламеняется моментально – от искры. Автомобилисту необходимо лишь контролировать заряд аккумулятора и грамотно подбирать масло.

Обслуживание
Ещё один пункт, который обязательно стоит затронуть вниманием, рассказывая про плюсы и минусы дизеля и бензина. Раньше считалось, что моторы, работающие на солярке, обслуживать недёшево. Однако сейчас всё изменилось. Расходники для них очень даже недорогие.
Что касательно ремонта? Всё то же самое, что и в случае с бензиновыми собратьями. Турбины, кольца, коленчатый вал, цилиндры, поршни – ничего нового. Правда, есть одна деталь, называющаяся топливным насосом высокого давления. Устройство простое. Но! В нём используется максимально точная обработка всех деталей. И её может выполнить не каждый мастер. Потому искать профессионала придётся долго. Правда, в очень редких случаях требуется установка нового насоса. Так что риск минимальный.
В чем разница между бензиновыми и дизельными двигателями?
Разница между автомоторами заключаются в следующем:
Работа на бензине | Работа на дизеле |
Работает на постоянном объеме | Работает при неизменном натиске |
Воздух и бензин смешиваются в карбюраторе до их попадания в цилиндр | Топливо подается в цилиндр с помощью форсунки и смешивается с воздухом внутри цилиндра |
Сжимает смесь воздуха и бензина, которая зажигается электрической искрой | Сжимает только заряд воздуха, а зажигание осуществляется теплом сжатия |
Значение компрессии низкое | Высокие значения компрессии |
Меньшая мощность | Производится больше энергии |
Используется в легких авто, требующих меньше энергии | Используются в тяжелых транспортных средствах, требующих мощности |
Оптимальный старт | Сложности во время старта |
Сжигает топливо с высокой летучестью | Сжигает топливо с низкой летучестью |
Дизели не имеют свечи зажигания. Им нужны высокие степени сжатия для создания высоких температур, необходимых для самовозгорания горючей смеси (чем выше параметры возгорания, тем лучше воспламенение). Основное различие между дизелем и бензином заключается в том, как происходит воспламенение.
Особенности эксплуатации
Специфика эксплуатации моторов с четырехтактным принципом работы подразумевает четкого соблюдение требований производителя.
Рекомендации к эксплуатации дизеля:
- После запуска топливу нужно прогреться перед эксплуатацией. Горячие и холодные детали расширяются с разной скоростью, что может вызвать зазоры, приводящие к утечкам или поломке прокладки.
- Внимание на цвет. Белый дым является признаком охлаждающей жидкости в камере сгорания или неисправности инжектора, а синий дым — признаком масла в камере сгорания. Если произошли изменения в дыму, важно быстро устранить проблему, прежде чем она приведет к дальнейшим повреждениям.
- Не позволять перегреваться. Поддержание правильной системы охлаждения жизненно важно для долговечности автомобиля. При модификации мотора отслеживают температуру нагрева, масла, охлаждающей жидкости и выхлопных газов.
- Использование качественной солярки.
- Своевременная замена ГРМ.
Внимание нужно уделить системе впрыска солярки, поддерживающей работу насоса и форсунок при безопасной рабочей температуре. Засоренные фильтры ограничивают поток, что приводит к повреждению насосов и форсунок.
Требования к эксплуатации бензиновых моторов:
- Своевременная замена воздушных фильтров. Засоренные фильтры снижают расход топлива и снижают мощность.
- Использование рекомендуемой марки масла.
- Своевременная замена масла.
- Применение дорогих смазочных материалов.
Независимо от того, дизель или бензин установлен в автомобиле, нужно использовать качественные комплектующие и расходные материалы.
Преимущества и недостатки
Чем больше цилиндров имеет двигатель, тем плавнее он работает, больше мощность, которую он может производить. Чем больше цилиндров у механизма, тем сложнее и механически неэффективнее становится агрегат. Конфигурация цилиндров влияет на производительность, вибрацию обоих типов моторов. Современные дизельные автомобили более экономичны, чем их бензиновые аналоги, примерно на 25-30%. Но расходы на эксплуатацию дизеля превышают бензиновый тип устройств.
Многие современные модели внедорожников оснащены дизельным двигателем с непосредственным впрыском и турбонаддувом. Это обеспечивает гораздо больший крутящий момент, мощность по сравнению с бензиновыми силовыми агрегатами. Это улучшение позволяет автомобилям, работающим на биотопливе, дизеле, иметь легкодоступную мощность на низких оборотах, что объясняет его эффективность использования горючего и простоту вождения. Эти авто имеют больший полезный диапазон скоростей, позволяющий агрессивный стиль вождения. Выброс вредных выхлопных газов ниже у машин с легким типом горючего. Топливная экономичность является плюсом для любителей быстрой езды на мощном транспорте.
Оба типа горючего произведены из нефти. Но длинные углеродные цепочки дизтоплива содержат больше энергии, производят парниковый газ, во время сгорания, поэтому требуются дополнительные затраты на приобретение дорогостоящего сажевого фильтра. Преимуществом бензинового мотора является небольшое отношение мощности к весу, которое описывает отношение веса к максимальной мощности автомобиля.
Долговечность и безопасность двигателя
Автомобили, работающие на бензине, уступают в безопасности, так как этот тип горючего является легковоспламеняющимся веществом. Утечка топлива становится причиной пожара и гибели людей. Транспорт, работающий на солярке или биотопливе, более пожаробезопасен.
Дизтопливные силовые установки имеют более высокий период эксплуатации. При работе такого типа агрегатов происходит дополнительное смазывание элементов, снижающий коэффициент трения металла, удлиняя жизнь цилиндрам.
Шум и экологичность
В то время как дизели нового поколения выделяют более низкие уровни углекислого газа, чем бензиновые, они имеют тенденцию выделять высокие уровни NOx. В застроенных городских районах данные выбросы являются основной причиной загрязнения воздуха на дорогах, особенно среди старых моделей.
Шум мотора, функционирующего на солярке, можно сравнить с грохотом работающего трактора. Впрыск горючего создает гул, превышающий звук аналогичных четырехтактных агрегатов.
Стоимость ремонта
Ремонт дизеля требует немалых затрат, потому что необходимо привлечение автомеханика узкой специализации. Стоимость услуг профильного техника в 2 раза больше, чем при ремонте бензинового агрегата. Цена на запчасти для дизтопливных моторов тоже выше, нередко превышает стоимость капитального ремонта бензинового собрата.
Плюсы дизельного двигателя
- Итак, начнем с очевидных преимуществ. Расход горючего на дизеле, как правило, на 30-35% меньше, чем у бензиновых моторов.
- Также дизельный двигатель отличается высоким показателем крутящего момента на низких оборотах, что позволяет добиться отличной разгонной динамики с места и уверенной тяги.
- Дизельный агрегат более экологичный, так как полноценнее и эффективнее сжигает топливный заряд. В результате токсичность выхлопа современного дизельного ДВС значительно снижена.
- Ресурс дизельного двигателя больше, чем у бензиновых моторов. На практике такой силовой агрегат при условии грамотного обслуживания способен пройти около 350-400 тыс. км, в то время как мотору на бензине капремонт может понадобиться уже к 200 тыс. км.
- Отсутствие в конструкции дизеля системы зажигания исключает целый ряд проблем, которые присущи бензиновым силовым агрегатам (заливает свечи зажигания, слабая искра на свечах, пробой высоковольтных бронепроводов и т.д.). Нет необходимости менять свечи, катушки зажигания, высоковольтные провода и другие элементы.
- Конструктивные особенности и способ воспламенения топлива в цилиндрах от сжатия обеспечивают дизелю более высокий КПД. Другими словами, в результате сжигания топлива больше энергии преобразуется в полезную работу. Это значит, что мощность такого двигателя больше.
Недостатки дизельного двигателя
Казалось бы, современный дизель не только не уступает бензиновому, но и превосходит его по целому ряду важных показателей. Однако на практике дизельный ДВС также имеет несколько существенных недостатков. По этой причине, особенно на территории СНГ, многие водители все равно выбирают бензиновые авто. Давайте разбираться.
- Прежде всего, необходимо начать со стоимости. Дизельный автомобиль, в среднем, изначально стоит на 25-35% дороже аналогов на бензине (в зависимости от типа и класса авто).
- Даже с учетом того, что дизельные ДВС стали более оборотистыми, машины с таким мотором все равно менее скоростные. Еще нужно добавить, что дизельный мотор тяжелее бензинового, что влияет на развесовку авто, его динамические характеристики и управляемость.
На дизелях с «механикой» нужно чаще переключать передачи. Если же на дизельном авто установлена автоматическая или роботизированная КПП, ресурс коробки может быть меньше, чем на точно такой же бензиновой модели. Причина — КПП необходимо выдерживать значительный крутящий момент.
- Дизельный двигатель медленнее прогревается. Причиной является то, что КПД дизеля выше, то есть меньшее количество энергии от сгорания дизтоплива расходуется на тепло. В результате мотор более производительный, но меньшее тепловыделение также означает, что такой агрегат одновременно «холодный».
На практике это проявляется таким образом, что греть дизель на холостом ходу бесполезно. Этот мотор нужно прогревать в движении, то есть под нагрузкой. Получается, если машина с таким ДВС эксплуатируется для коротких поездок по городу, мотор попросту не будет успевать выйти на рабочие температуры. В результате ресурс агрегата сокращается.
Что касается комфорта, многие владельцы дизельных авто без специального дополнительного подогрева салона отмечают медленный прогрев внутрисалонного пространства в зимний период.
- Проблема холодного пуска и затрудненной эксплуатации в зимний период в значительной мере касается именно дизельных моторов. Прежде всего, солярка имеет свойство замерзать и парафинизироваться на морозе. Чтобы этого не происходило, с наступлением холодов в горючее отдельно добавляются специальные присадки. Другими словами, дизельное топливо делится на зимнее и летнее.
- Дизельный двигатель дороже обслуживать и ремонтировать. Такие моторы обычно требуют больше масла, необходимо чаще менять смазку и фильтры. Как правило, с учетом качества топлива в СНГ и ряда других особенностей эксплуатации, межсервисный интервал для дизеля сокращен на 40-50%.
Даже с учетом того, что дизельный мотор имеет больший срок службы до капремонта, сам ремонт обходится намного дороже по сравнению с бензиновыми агрегатами.
- Все современные дизели турбированные, а также оснащаются сложными высокотехнологичными системами топливного впрыска. По этой причине к качеству смазки и топлива, а также к общему состоянию ДВС выдвигаются повышенные требования. Важно понимать, что дорогостоящую дизельную топливную аппаратуру можно «убить» одной заправкой горючим низкого качества или неподходящим видом топлива.
Справедливости ради отметим, что для жителей крупных городов вопрос с топливом стоит не так остро. Однако этого нельзя сказать о тех автолюбителях, которые проживают в сельской местности или регулярно заправляют дизельную машину на мелких АЗС вдоль трасс во время поездок. Проблема найти качественную солярку в этом случае остается достаточно актуальной.
- Надежность турбины на дизеле и отдельных элементов системы питания (например, ТНВД или насос-форсунки) далеко не такая, как у самого мотора. Ремонт или замена указанных деталей является достаточно затратным мероприятием.
Также следует добавить, что диагностики и ремонт современных дизельных двигателей требует наличия дорогостоящего оборудования и профильных специалистов. Как правило, не на каждом СТО есть квалифицированные мастера по дизелям, а сама стоимость любых манипуляций с таким мотором и его системами однозначно будет выше.
- Повышенные шумы, а также более высокий уровень вибраций все равно можно отметить даже на самом современном дизельном двигателе, если сравнивать его с бензиновыми аналогами. Хотя разница не так критична, но все же присутствует.
Особенности конструкции дизельного двигателя

Использование тяжёлого топлива предполагает совершенно иные принципы работы дизельного двигателя, что находит своё отражение в его конструкции. Периодически появляются новости о том, что тот или иной завод освоил производство дизельных моторов на основе бензиновой версии, это в основном относится к устаревшему производству маломощных моторов, которые не славятся своей надёжностью. Как признают специалисты, желательно, чтобы дизельный и бензиновый моторы не имели общих деталей и создавались независимо друг от друга.
Прежде всего, дизельный двигатель производят из гораздо белее прочных сплавов, а его детали, такие как блок цилиндров, поршни, шатуны, коленвал рассчитаны на гораздо большие нагрузки. Это связано с тем, что степень сжатия дизельного мотора составляет 19-24 единицы, а у бензинового всего 9-12. Это приводит к увеличению массы и габаритов агрегата.
Ключевое же отличие кроется в системах питания и зажигания. В бензиновом моторе смесеобразование происходит во впускной системе, то есть в цилиндр поступает готовая смесь топлива и воздуха, которая воспламеняется свечой зажигания. В дизельном всё несколько сложнее — сначала в камеру сгорания поступает воздух, который нагревается до 800 градусов Цельсия, после чего под огромным давлением туда впрыскивается топливо, и полученная смесь воспламеняется свечой накаливания.
Огромное внимание при эксплуатации дизельного мотора следует уделять качеству топлива, поскольку применяемые топливные насосы высокого давления стоят гораздо дороже простого бензонасоса.
Данная система питания мотора сейчас получила наибольшее распространение, но существуют и более экзотичные варианты с насос-форсунками, в которых совмещены функции подачи и распыления топлива, что позволяет осуществлять замену только одного элемента при его выходе из строя, но делает дизельный двигатель ещё более требовательным. К тому же подобные узлы неремонтопригодны.
Высокая стоимость такого мотора обусловлена ещё и тем, что зачастую он оснащается рядом важных вспомогательных систем, таких как подогрев топливного бака и обратки, противосажевые фильтры и усиленные демпфирующие подушки.
Помимо этого, большинство современных дизелей оснащены турбонаддувом, что позволяет существенно улучшить динамические показатели и ускорить выход на максимальные обороты, экономичность при этом также немного улучшается. Основным негативным фактором при этом является цена как самого турбокомпрессора, так и его замены. Этот узел рассчитан на меньший срок эксплуатации, чем мотор, кроме того он очень чувствителен к качеству рабочих жидкостей и расходных материалов. В ряде случаев его ремонт не предусмотрен, компрессор меняется целиком.
Вопреки расхожему мнению, дизельные двигатели, так же как и бензиновые, могут подвергаться капитальному ремонту, технологии которого весьма сходны. Единственным моментом, который следует учитывать если вы приобретаете подержанный автомобиль или собираетесь его эксплуатировать долгие годы, является конструкция блока цилиндров.
Существуют дизельные моторы, в которых блок цилиндров и его головка объединены в единый неразборный элемент, что приводит к необходимости поиска специализированных мастерских, которые могли бы осуществить проточку подобной конструкции. Большинство сервисов попросту не имеют подобного оборудования.
Как правильно эксплуатировать дизельные двигателя

Что касается конечного потребителя, то ему важно помнить об основных нюансах дизеля, таких как использование разных его сортов в зимнее и летнее время. Дело в том, что соляр при отрицательных температурах густеет и полученная гелеобразная масса может попросту забить топливную систему и даже повредить её, поэтому до наступления холодов на АЗС завозят дизельное топливо со специальными присадками.
Это важно помнить тем, кто редко пользуется автомобилем, ведь заправившись в теплое время года, выехать зимой уже не получится. Для этого придётся приобретать присадки и доливать их в бак самостоятельно. Старая технология добавления в летний сорт соляра небольшого количества керосина может оказаться губительной для современного мотора.
Зимняя эксплуатация дизеля сопряжена ещё и с тем, что его крайне медленный прогрев не позволяет быстро добиться от штатной системы отопления нагрева салона. Для автомобилей с большим салоном, а также для внедорожников и универсалов это приводит к необходимости устанавливать автономный отопитель.
В отличие от старых моделей, современные дизельные двигатели крайне чувствительны к качеству топлива, а невнимательность к этому факту может привести к гораздо более дорогостоящему ремонту, нежели в случае с бензиновым.
На этом фоне самым малозначимым недостатком дизельного мотора является достаточно узкий рабочий диапазон, что фактически выливается в необходимость чаще переключать передачи. Конечно, в случае с «автоматом» этот факт становится незаметным, но потребность в большем количестве передач очевидна.
Современный дизельный двигатель буквально нашпигован различными электронными системами, поэтому обслуживание должно осуществляться только в авторизованном центре. Кроме того, для этих моторов замена рабочих жидкостей должна производиться почти вдвое чаще.
Для многих автовладельцев важным фактором является безопасность. Дизельное топливо крайне сложно воспламеняется и не склонно к самовозгоранию или взрыву, поэтому в случае протечки топливного бака в результате серьёзного ДТП риск возникновения пожара крайне мал.
Достоинства дизельного агрегата в автомобиле

Перечислим основные плюсы дизельного мотора:
- экономичность;
- больший ресурс;
- тяговооружённость и огромный крутящий момент на низких оборотах.
Как видно, недостатков у такого мотора существенно больше, однако преимущества его столь значимы, что в определённых условиях полностью перекрывают все негативные факторы. К огромному сожалению, многие методы борьбы с недостатками существенно снижают конкурентные преимущества, поэтому к выбору такого мотора следует подходить осознанно, взвесив все «за» и «против».
Единственным негативным фактором, который был полностью устранён, является возможность саморазрушения дизеля. Это явление получило название «пошёл вразнос» и заключалось в бесконтрольном наборе оборотов мотором вплоть до выхода из строя. Современная система питания и электроника исключают возможность возникновения подобной ситуации.
Причинно-следственные связи
Как известно, системная проблема автоматически тянет за собой цепь последствий. В связи с этим перечислим более детальные и конкретные «минусы» дизельного двигателя.
- В целом более шумная работа.
- Априори более дорогая средняя стоимость запчастей.
- Более частое и затратное ТО (включая замену масла и иных рабочих жидкостей).
- Из-за медленного прогрева вместительного салона зимой необходима установка автономного отопителя.
- Узкий рабочий диапазон требует большего числа ступеней КПП по сравнению с ТС, работающем на бензине.
- Недопустимость абсолютного опустошения топливного бака (попадание воздуха в лучшем случае чревато прокачкой, в худшем – поломкой).
- Из-за потери мощности вследствие засорения топливопроводов, выхлопов, фильтров менее быстроходен по сравнению с бензиновым агрегатом.
- Относительно высокая вероятность выхода из строя топливного насоса высокого давления и форсунок. Это грозит ремонтом, который «потянет» минимум на 30% их первоначальной стоимости. Или заменой, а топливная аппаратура в дизелях недешева (до 25% цены авто). Ресурс форсунок и ТНВД зависит от степени их технологичности, а также товарного бренда (Bosch, Delphi, Denso, Siemens, пр.).
- Грамотный дизелист по-прежнему считается большой редкостью в российской глубинке, а за сложное устройство современного дизеля вкупе с топливной системой дилетант не возьмется.
Несмотря на слухи, дизеля подлежат капремонту не хуже бензиновых моторов. Другое дело, надлежит иметь в виду, что если речь идет об авто с пробегом, которым владелец собирается еще попользоваться, то с отдельными типами блока цилиндров придется повозиться.
Дело в том, что иногда встречаются изделия, где блок с головкой совмещен в цельной неразборной конструкции. Это вынуждает искать специализированные СТОА, на которых возьмутся сделать соответствующую проточку. Вопрос не праздный, ибо даже в областных центрах далеко не каждая мастерская обладает должным станочным потенциалом.
Дизельный парадокс
Дизель – это всегда прямой впрыск горючего. Из-за того, что в дизельных цилиндрах создается супервысокое давление, поршневая группа испытывает усиленные ударные нагрузки. Да и вообще условия и параметры, в которых функционируют дизельные установки, более критические. Этим объясняется тот нюанс, что они, например, сильнее подвержены вибрации. Однако фокус заключается в том, что на степени надежности это никак не отражается, ибо конструктивное совершенство обеспечивает изначально высокий уровень прочности моторных элементов.
Вот почему такие «движки» при грамотном обслуживании нередко проходят более внушительный километраж, нежели их бензиновые родственники.
Почему дизелю сказали «нет»?
Почему на наших дорогах во времена СССР не бегали дизельные Мереседесы — и так понятно. Это Высоцкий мог себе позволить ездить на машине подобного класса, а те, кто имел доступ к солярке, не могли о таком даже мечтать. В перестроечные годы, когда моряки, совслужащие из ГДР и прочие «выездные» повезли в страну первые иномарки, советский человек выяснил неприятную правду. Дизельная легковушка оказалась весьма капризной и не особенно комфортной.
И пусть тогда любая машина была уже лучше, чем отсутствие таковой, но дизельная машина, даже если это была не Волга с Перкинсом, а вполне «цивильный» Опель или Мерседес, пахла соляркой, плохо прогревалась, не всегда хорошо заводилась, сильно вибрировала и шумела. При том что бензиновые экземпляры иномарок подобным поведением не отличались. Топливная аппаратура, естественно, ломалась, и заменить ее на карбюратор от Нивы или Волги не получалось, а потянуть штучное производство запчастей для ТНВД могли редкие мастерские при НИИ.
Эйфория прошла довольно быстро, поэтому машины на дизельном топливе остались у тех, кто «по долгу службы» имел доступ к солярке: у водителей грузовиков и тракторов. Остальные восхищались издалека, но по возможности приобретали то, что советовали «опытные люди». Обычно это был вариант «карбюратор и цепь»: минимум расходных материалов, минимум изнашиваемых элементов, все чинится на коленке до поры до времени. Любой впрыск топлива, а особенно дизельная аппаратура впрыска были заведомо неремонтопригодны без полноценной инфраструктуры обслуживания.
Двадцать лет на успех
Ситуация начала меняться только к концу девяностых годов. Тут законодателями стали вовсе не немцы, а итальянские и французские компании. Дочернее отделение компании FIAT, Magneti Marelli, разработало и выпустило в свет первую коммерческую систему управления Common Rail для легковых дизелей. А в 1997 году итальянцы применили систему на автомобиле Alfa Romeo 156 1,9 JTD. Bosch купил перспективную разработку, и уже в 1998 году представил первый автомобиль с собственной системой Common Rail, это был Mercedes 220CDI в кузове W202, с двигателем OM611.
Если ранее объем впрыска задавался чисто механически для всех цилиндров одновременно, а момент впрыска выбирался с помощью вакуумно-центробежного регулятора (или электронного регулирования на более поздних версиях ТНВД), то в системе с Common Rail впрыск работал примерно как на обычном бензиновом моторе. Только давление в рампе уже на первой системе составляло 1 350 бар, а топливо можно было впрыскивать несколькими порциями, обеспечивая предварительный разогрев камеры сгорания и более полное сгорание топлива на любых режимах, и снижение механических нагрузок на поршневую группу заодно.
Система снимала почти все ограничения на рост мощности дизельных моторов, а заодно позволяла избежать проблемы переходных режимов. Дизель наконец-то научился быстро набирать обороты без облаков дыма и просадки мощности. И началась безумная гонка роста степени форсирования, которая закончилась введением очередных законодательных актов, ужесточением норм выхлопа и… дизельгейтом.
Популярность дизельных моторов в Европе неуклонно падает: по данным отчёта JATO Dynamics Ltd, в 2017 году продажи их упали на 8%, и доля дизелей в структуре продаж новых машин составила 43,7%. То есть, как говорил Марк Твен, «слухи о моей смерти несколько преувеличены», однако тренд наметился совершенно однозначный. Вот уже и «законодатели жанра» в лице FCA (придумавшие Common Rail Magneti Marelli остаются «дочкой» концерна) планируют сворачивать производство машин на тяжёлом топливе к 2022 году.
Высокая надёжность
В ходе своей активной эксплуатации именно дизельные агрегаты сумели однозначно зарекомендовать себя как более надёжные в сравнении с бензиновыми. Основными причинами для этого станет отказ от использования высокого напряжения для работы системы зажигания. Таким образом удаётся избежать радиочастотных помех, которые часто приносят неприятности в виде проблем с электроникой.
Не менее важно и то, что большинство элементов конструкции дизельного двигателя имеют больший срок эксплуатации в сравнении с бензиновыми аналогами. Именно поэтому по статистике можно встретить достаточно много автомобилей, которые и сегодня «на ходу», с пробегом около 1 млн. км, работающих на дизтопливе. При этом для бензиновых агрегатов подобный результат практически недосягаем.
Затраты на содержание
Это преимущество дизелей сложно назвать неоспоримым. В некоторых случаях затраты на ремонт и обслуживание будут существенно выше в сравнении с бензиновыми агрегатами. Но в то же время необходимо учитывать, что при расчётах учитывается потеря рыночной стоимости машины и износ запасных частей в ходе эксплуатации автомобиля.
В этом отношении с использованием дизельных машин потеря в цене происходит значительно медленнее в сравнении с транспортными средствами, которые работают на бензине. Поэтому в долгосрочной перспективе (когда срок службы автомобиля превышает 5 лет) покупка модели с дизелем выгоднее.
Работа на синтетическом топливе
Если используется дизель, с использованием синтетического топлива проблем не будет. В отличие от бензинового мотора в данном случае даже не потребуется внесение изменений в его конструкцию. Популярность такого биотоплива как, к примеру, биобутанол постепенно растёт. Разрабатываются новые виды горючего, на котором смогут работать бензиновые двигатели, не выходя при этом из строя. Но дизельные моторы изначально способны работать на альтернативном топливе без дополнительных доработок.
Особенности езды
Прогрев и остановка мотора. Вопрос езды «на холодную» является дискуссионным. Эксплуатация дизельных двигателей допускает такую возможность, однако стоит учитывать, что тепловые зазоры в этот момент увеличены, а охладившееся масло, наоборот, частично утрачивает смазывающие свойства, что в сочетании приводит к повышенному износу деталей. Оптимальным решением будет движение на скорости до 40 км/ч при включенной 3 или 2 передаче. Глушить не турбированный двигатель можно сразу же, а мотору, снабженному системой наддува, необходимо предоставить возможность поработать без нагрузки, чтобы подшипники успели остыть и не покрылись лаковой пленкой.
Оптимальные обороты. Силовые агрегаты данного типа относятся к низкооборотистым. Привычка «крутить» мотор выше 3 500 об/мин — 4 000 об/мин приводит к ускорению износа цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма. Оптимальным диапазоном для таких двигателей является, в зависимости от модели, промежуток от 1600 об/мин до 3200 об/мин.
Специфика воздушного фильтра. Дизельные агрегаты не снабжаются дросселированием на впуске, что в сочетании с малым объемом камеры сгорания и высокими втягивающими свойствами провоцирует гидроудар при попадании в фильтр даже минимального количества воды.
Отказ от запуска «с тяги». Корректно работающий силовой агрегат штатно заводится при температуре окружающей среды до ?20°С. При затрудненном запуске категорически запрещается пытаться «дернуть» автомобиль, так как при этом может пострадать привод ГРМ. Кроме того, несовпадение температурного допуска горючего и температуры за бортом приводит к кристаллизации парафина и утрате топливом требуемой текучести. В таком случае попытка завести мотор на буксире приведет к сухому трению и повреждению деталей силового агрегата.
Эксплуатация зимой
Эксплуатация дизельных двигателей на холоде усложняется необходимостью использовать соответствующее топливо при понижении температуры до 20°С и более («зимнее» и «арктическое» соответственно). Особого внимания при этом требует состояние форсунок и ТНВД. В это время специалисты советуют оставлять автомобиль на ночь в теплом гараже, чтобы избежать кристаллизации парафинов в горючей смеси. В случае эксплуатации дизельного двигателя, оснащенного турбиной, весьма пригодится наличие турботаймера, который позволит выдерживать необходимые для прогрева и остывания интервалы.
Советы по ремонту
Попытка сэкономить на запчастях или обслуживании при эксплуатации дизельного двигателя может привести к необходимости его дорогостоящего ремонта. В силу значительных нагрузок к качеству комплектующих данного типа силовых установок предъявляются жесткие требования.
Использование дешевых свечей, цепей и иных комплектующих может превратиться в бессмысленную трату денег, так как детали будут выходить из строя в кратчайшие сроки.
Аналогичный принцип актуален и для самого сервиса, в котором проводятся ремонтные работы. Привлечение неквалифицированных механиков может закончиться потерей времени, денег и даже новыми повреждениями мотора.
Ремонт дизелей требует строгого соблюдения регламента работ и наличия профессиональных знаний и оборудования у исполнителей.
Современные дизельные двигатели зарекомендовали себя с положительной стороны, однако сложная конструкция и требовательность таких моделей требует квалифицированного сервисного обслуживания.
Дизельный центр «Diesel-PRO» является представителем крупнейших торговых марок автокомпонентов, а также предлагает услуги по регулировке и ремонту топливной аппаратуры отечественного и иностранного производства. Подобрать нужный дизельный двигатель, а также ознакомиться с характеристики и фото товаров вы можете в каталоге на сайте компании.
Стоит ли покупать
Новые дизельные автомобили – это тот вид приобретения, который будет приносить только радость. Заправляя автомобиль качественным топливом и делая ТО согласно нормативным предписаниям, вы 100% не пожалеете о покупке.
Но стоит учитывать тот факт, что дизельные авто на порядок дороже своих бензиновых аналогов. Вы сможете компенсировать эту разницу и в последующем экономить только тогда, когда будете преодолевать большой километраж. Переплачивать с целью проезжать в год до 10 тыс. км. попросту не целесообразно.
Ситуация с б/у автомобилями немного иная. Несмотря на то, что дизельные двигатели отличаются большим запасом прочности, со временем сложная топливная аппаратура требует к себе повышенного внимания. Цены на запчасти к дизельному двигателю возрастом свыше 10 лет действительно удручающие.
Стоимость ТНВД на бюджетный автомобиль Б класса возрастом 15 лет может повергнуть в шок некоторых автолюбителей. К выбору авто с пробегом свыше 150 тыс. нужно относиться очень серьезно. Перед покупкой лучше сделать комплексную диагностику в специализированном сервисе. Так как низкое качество отечественного дизтоплива очень пагубно сказывается на ресурсе дизельного двигателя.
В этом случаи решить, какому двигателю лучше отдать предпочтение, поможет репутация производителя. К примеру, модель Mercedes-Benz OM602 по праву считается одним из самых надёжных дизельных двигателей в мире. Покупка автомобиля с подобным силовым агрегатом станет выгодным вложением на долгие годы. Многие производители имеют подобные «удачные» модели силовых установок.
Мифы и заблуждения
Несмотря на распространенность автомобилей с дизельным двигателем, в народе до сих пор существуют предрассудки и непонимание. «Тарахтит, зимой не греет, а в большой мороз не заведёшь, летом не едет, а если что-то поломается, так ещё поискать нужно мастера, который за космические деньги отремонтирует всё», – примерно такие слова можно услышать иногда от «опытных» автолюбителей. Всё это отголоски прошлого!
- Благодаря современным технологиям, только рокот холостого хода позволяет отличить дизельные двигатели от бензиновых. В движении, когда шум дороги нарастает, разница не ощутима.
- Для улучшения запуска и прогрева в холодное время года в современных автомобилях используются различные вспомогательные системы. Ввиду нарастающей популярности, количество сервисов, специализированных на обслуживании дизельного двигателя, постоянно увеличивается.
- Бытует мнение, что ДВС работающий на дизеле сложно форсировать. Это верно, если мы говорим о модификациях цилиндропоршневой группы. В то же время чип тюнинг дизельного двигателя – это хороший способ повысить его мощностные характеристики без ухудшения ресурсности.
Стоит помнить о том, что принцип работы дизельного двигателя всецело направлен на достижения экономичности и надёжности. Не стоит требовать от таких ДВС заоблачных динамических показателей.
Симптомы и причины неисправностей
- Плохой запуск дизельного двигателя на холодную, и после длительного простоя – означает плохо работающие свечи накала, воздух в системе, обратный клапан стравливает давление топлива, плохая компрессия, разряженный аккумулятор;
- повышенная шумность, увеличенный расход и чёрный дым из выхлопной трубы – означает засорение или износ распылителей и форсунок, неправильные углы опережения впрыска, грязный фильтр очистки воздуха;
- пропала мощность дизельного двигателя – означает отсутствие компрессии, выход из строя турбины, засорение топливного и воздушного фильтров, некорректные углы опережения впрыска, загрязненный клапан ЕГР;
- серый или белый дым из выхлопной, повышенный расход масла – означает трещину ГБЦ или пробитую прокладку ГБЦ (уходит охлаждающая жидкость, а в масле появляется эмульсия), неисправность турбонагнетателя.
Плохой пуск и плохая работа при низких температурах. Правда на 20%
«За рулем» проводил сравнительный тест холодного пуска дизельного и бензинового двигателей. Это были бензиновый Kia Rio 1.6 и Kia Sorento Prime с 2,2-литровым турбодизелем (обе машины свежие, с минимальным пробегом). Выяснилось, что оба мотора пускаются при —33°С и не оживают при —36°С.
Дизель позволяет сэкономить. Справедливо на 50%
Дизельные двигатели больше вредят окружающей среде. Правда на 30%
Несмотря на дизельгейты, современный дизель очень хорош с точки зрения экологии. Взгляните на эту таблицу.
Состав отработавших газов бензинового двигателя и дизеля:
Компонент |
Содержание в выхлопных газах, % об |
Вредность |
|
Дизель |
Двигатель с искровым зажиганием |
||
N₂ |
74–78 |
74–77 |
Безвредный |
O₂ |
2,0–20,0 |
0,3–10,0 |
Безвредный |
H₂O |
05–11,0 |
3,0–5,5 |
Безвредный |
CO₂ |
1,0–16,0 |
5,0–12,0 |
Вызывает парниковый эффект |
CO |
0,005–0,4 |
0,5–12,0 |
Токсичный |
NOx |
0,004–0,5 |
0,01–0,8 |
Токсичный |
CnHm |
0,005–0,3 |
0,2–3,0 |
Токсичный |
Альдегиды |
0,001–0,009 |
0–0,2 |
Токсичный |
Сажа |
0,01–1,1 г/м³ |
0–0,04 г/м³ |
Токсичный |
Бенз(а)пирен |
0,05–1,0 мкг/м³ |
0–20 мкг/м³ |
Канцероген |
«Фильтры задерживают до 99% мельчайших частиц, так что для современных дизелей этой проблемы больше не существует», — утверждает глава независимого исследовательского центра Emissions Analytics Ник Молден.
Но даже у нового дизеля есть функция очистки сажевого фильтра, которая включается на трассовых режимах. При достаточно высокой температуре отработавших газов происходит прожиг отложений на поверхности сот сажевого фильтра. Количество выбросов можно оценить по величинам теоретической массы твердых частиц,которые принимает в расчет ЭБУ двигателем Audi Q7. При 40 г необходима активная регенерация, а при 68 г режим близок к аварийному — не запустится даже принудительный прожиг. Как вы думаете, куда эти вещества полетят? Правильно — в трубу. Поэтому, если впереди вас на трассе автомобиль начал интенсивно коптить белым дымом, то знайте — включился режим прожига. Либо пропустите вперед, либо обгоните машину, которая на ходу сама себе делает ТО.
А еще, когда дизельная машина стареет, то нейтрализаторы и сажевые фильтры многие владельцы не восстанавливают. Попросту вырезают. Тогда дизель и становится по-настоящему вредным. Он выбрасывает в атмосферу мельчайшие частицы сажи, которые будут выносить на себе канцерогенные (накапливающиеся в организме человека) вещества.
Впрочем, бензиновым моторам некоторые владельцы тоже вырезают каталитические нейтрализаторы, при том, что можно подобрать ремонтный, и он не так дорог. По этому пути идут многие владельцы машин В-класса.
Дизельные двигатели ставят только на большие машины. Неправда
У нас в стране, из-за своеобразного отношения к дизелям, самый малообъемный — полуторалитровый мотор К9К мощностью 109 л.с., устанавливаемый на Renault Duster. Все остальное — многолитровые дизели для тяжелых автомобилей.
Зато в Европе и даже у ближайших соседей можно купить автомобили с дизельными моторами рабочим объемом от 0,799 л. А почему бы и нет: особых проблем с эксплуатацией в условиях теплого климата не будет. Маленькие машины с дизелем в нашу страну не привозят потому, что они не найдут спроса. Небольшая машина любого топлива расходует сравнительно немного. Экономия не так велика, а трудностей зимней эксплуатации боятся все.
Дизельные автомобили медленнее бензиновых. 50:50
Так было в эпоху несложных безнаддувных дизельных моторов. Но современные автомобили с дизельными моторами порой быстрее модификации с бензиновым двигателем. Конечно, чаще это встречается в премиум-классе. Возьмем для примера Range Rover Sport: с бензиновым 3-литровым мотором мощностью 340 л.с время разгона до 100 км/ч составляет 7,2 с, а с 3-литровым дизелем мощностью 306 л.с — 7,1 секунды.
В обслуживании дизель проще, даже свечи менять не надо. Неправда
Роторно-поршневые
Роторно-поршневой двигатель существенно отличается от традиционных ДВС. Газы воздействуют на специальные детали и элементы. Так, под воздействием газов подвижный ротор движется в специальной камере в форме восьмерки. Камера выполняет функции поршней, ГРМ и коленвала. Камера имеет форму «восьмерки».
Комбинированные агрегаты
В газотурбинных двигателях внутреннего сгорания тепловая энергия превращается в механическую за счет вращения специального ротора со специальными лопатками. Этот ротор приводит в действие вал турбины.
Специальные поршневые и комбинированные двигатели внутреннего сгорания (а это газотурбинные моторы и роторные) можно смело заносить в красную книгу. Сегодня роторно-поршневой мотор изготавливает лишь японская Mazda. Crysler однажды выпустил опытную серию газотурбинных ДВС, однако это было в 60-х и больше к данному вопросу никто из автопроизводителей не возвращался по сегодняшний день.
В Советском Союзе газотурбинные ДВС устанавливали на танки и десантные корабли, однако и там в дальнейшем решено было отказаться от агрегатов данной конструкции.
Принцип действия
При запуске двигателя в цилиндры через впускной клапан впрыскивается смесь топлива и воздуха и поджигается от искры на свече зажигания, сгенерированной системой зажигания. При горении образуются газы. Когда происходит тепловое расширение, вследствие избыточного давления поршень начинает двигаться, вращая тем самым коленчатый вал.
Работа поршневых двигателей циклична. В цикле поршневого двигателя внутреннего сгорания может быть от двух до четырех тактов. Циклы в процессе работы мотора повторяются несколько сотен раз за одну минуту. Так коленчатый вал может непрерывно вращаться.
Двухтактный ДВС
Когда мотор запускается, то поршень приводится в движения за счет поворота коленчатого вала. Когда поршень достигнет положения нижней мертвой точки и начнет двигаться вверх, в цилиндр будет подана топливно-воздушная смесь.
При движении вверх поршень начнет сжимать смесь. Когда поршень достигнет верхнего положения, будет сгенерирована искра. Топливно-воздушная смесь воспламенится. Расширяясь, газы будут толкать поршень вниз.
В этот момент откроется выпускной клапан, через который продукты сгорания смогут выйти из камеры. Далее снова дойдя до нижней мертвой точки, поршень начнет свой путь в ВМТ. Все эти процессы проходят за один оборот коленчатого вала.
Когда поршень начнет новое движение, откроется впускной клапан и новая порция топливно-воздушной смеси заместит собой отработанные газы. Весь процесс начнется заново. Двухтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания совершает меньшее число движений в отличии от четырехтактного. Снижены потери на трение, но выделяется больше тепла.
Механизм газораспределения заменяется поршнем. В процессе движения поршня открываются и закрываются впускные и выпускные отверстия в блоке цилиндров. По сравнению с четырехтактным силовым агрегатом, газообмен в двухтактном моторе – это главный недостаток. В момент выхода отработанных газов теряется эффективность и мощность.
Несмотря на этот недостаток поршневых двигателей внутреннего сгорания двухтактных, они применяются в мопедах, скутерах, в качестве лодочных моторов, в бензопилах.
Четырехтактный двигатель внутреннего сгорания
Четырехтактный ДВС недостатков двухтактного мотора лишен. Такие моторы устанавливаются на большинство автомобилей и прочую технику. Впуск и выпуск отработанных газов – это отдельный процесс, и он не совмещен со сжатием, хотя работает поршневой двигатель внутреннего сгорания от воспламенения смеси. Работа мотора синхронизируется за счет газораспределительного механизма – клапаны открываются и закрываются синхронно с оборотами коленчатого вала. Впуск топливной смеси осуществляется лишь после полного выхода отработанных газов.
- https://FB.ru/article/246824/plyusyi-i-minusyi-dizelya-i-benzina-dizel-ili-benzin-chto-vyibrat
- https://pobenzinu.ru/benzin/ili-dizel
- http://KrutiMotor.ru/plyusy-i-minusy-dizelnogo-dvigatelya/
- https://fastmb.ru/soveti_auto/1320-dizelnyy-dvigatel-dostoinstva-i-nedostatki-sovety-i-rekomendacii.html
- https://rulikoleso.ru/interesnoe-na-jrepair-ru/agregats/dizelnyj-dvigatel-plyusy-i-minusy
- https://www.kolesa.ru/article/nekotorye-lyubyat-potyazhelee-chem-horosh-legkovoj-dizel-i-pochemu-oni-skoro-vymrut
- https://www.nipetoil.ru/stati/preimushshestva-dizelnogo-dvigatelya
- https://diesel-pro.ru/informaciya/ekspluataciya-dizelnogo-dvigatelya/
- https://dvigatels.ru/uhod/dizelnyj-dvigatel.html
- https://www.zr.ru/content/articles/924397-11-zabluzhdenij-pro-dizel/
- https://InfoSort.ru/remont-avtomobilya/239-porshnevoj-dvigatel-vnutrennego-sgoraniya-princzip-rabotyi-i-nedostatki