Плотность в АКБ: проверка и методы повышения плотности

Содержание
  1. Почему снижается плотность электролита
  2. Опасности низкой и высокой концентрации кислоты
  3. Проверка плотности электролита
  4. Как откорректировать плотность раствора
  5. Как самостоятельно поднять плотность
  6. Какая должна быть концентрация кислоты?
  7. Почему падает насыщенность раствора в АКБ
  8. Можно ли поднять плотность в необслуживаемом аккумуляторе?
  9. Почему снижается плотность электролита
  10. Подготовка к восстановлению батареи
  11. Повышение плотности электролита
  12. Можно ли повысить минимальную плотность
  13. Как повысить при помощи зарядного устройства
  14. Правильная пропорция в электролите
  15. Упала плотность электролита в аккумуляторе: причина и последствия
  16. Как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе
  17. Как повысить плотность электролита
  18. Советы и рекомендации
  19. Способы повышения плотности
  20. Корректирующий электролит
  21. Выравнивание с помощью зарядки
  22. Полная замена
  23. Как подготовить аккумулятор к восстановлению?
  24. Видео: руководство по использованию ареометра
  25. Как самостоятельно увеличить плотность электролита?
  26. Что понадобится?
  27. Пошаговая инструкция по повышению плотности электролита добавлением жидкости
  28. Формула расчета количества жидкости для корректировки плотности электролита
  29. Устройство необслуживаемого АКБ
  30. Порядок измерения плотности
  31. Зависимость плотности от степени заряженности
  32. Рекомендуемые значения плотности
  33. Коррекция плотности при смене сезона
  34. Понятие плотности электролита
  35. Оптимальная концентрация кислоты
  36. Как повысить плотность электролита в аккумуляторе в домашних условиях
  37. Как поднять плотность электролита зарядным устройством
  38. Времена года
  39. Лето
  40. Зима
  41. Уровень
  42. Чем грозит завышенная или заниженная плотность электролита?
  43. Технология измерения плотности
  44. Причины искажения критериев плотности раствора АКБ
  45. Варианты подъёма плотности АКБ

Почему снижается плотность электролита

Снижению плотности способствуют такие факторы:

  1. Разряд. При потере заряда снижается и плотность наполнителя. Во процессе зарядки этот параметр постепенно увеличивается. Если батарея утрачивает большую часть емкости, речь идет о падении концентрации кислоты.
  2. Длительная эксплуатация или хранение в условиях низких температур.
  3. Выкипание электролита при перезаряде. Если зарядное устройство подает слишком высокое напряжение, жидкий электролит переходит в газообразное состояние и выводится наружу через имеющиеся на корпусе отверстия.
  4. Частое добавление воды. Водители добавляют жидкость для поддержания стабильного уровня электролита. Не все пользуются ареометром, измеряющим плотность. Вместе с водой выкипает и кислота, что приводит к снижению концентрации.
Пример сульфатации пластин автомобильного аккумулятора.

Опасности низкой и высокой концентрации кислоты

Повышенная концентрация электролита становится причиной преждевременного выхода батареи из строя. Кислота разрушает металлические пластины. К воздействию составов на основе серной кислоты чувствительна даже сталь.

Низкая концентрация приводит к таким проблемам:

  1. Сульфатация. На пластинах появляется налет, состоящий из сульфата свинца. Аккумуляторная батарея становится неспособной принимать заряд.
  2. Повышение порога замерзания. Жидкость кристаллизуется уже при -5°С. Лед сдвигает и повреждает металлические детали. При деформации пластин и коротком замыкании емкостей батарею восстановить невозможно. При плотности 1,28 г/см³ электролит замерзнет только при -58°С.
  3. Проблемы при запуске двигателя. Наиболее выражен этот признак в зимний период.
Для проверки плотности электролита используют денсиметр (справа).

Проверка плотности электролита

Определить плотность электролита можно в домашних условиях. Процедуру рекомендуется проводить при комнатной температуре.

Перед началом работы подготавливают такие инструменты:

  1. Защитные перчатки, костюм и очки. В состав наполнителя аккумулятора входит кислота. При попадании на кожу вещество вызывает химический ожог. Опасными являются и пары кислоты, поэтому работают только в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Денсиметр. Прибор используется для измерения плотности. Имеет вид стеклянной трубки с грушей и встроенным ареометром.

Самостоятельно измерение плотности выполняют так:

Для проверки плотности электролита конец денсиметра погружают в ёмкость аккумулятора.
  1. Аккумулятор вынимают из посадочного гнезда. Защитный кожух демонтируют, вывинчивают пробки.
  2. Проверяют уровень электролита. В свинцово-кальциевых батареях раствор должен на 1,5 см закрывать пластины.
  3. Батарею полностью заряжают. Проверку плотности начинают через 5-6 часов после завершения зарядки. При нормальном уровне электролита трубку денсиметра погружают в банки, выкачивая небольшое количество жидкого наполнителя.
  4. Оценивают показатели прибора. Ареометр должен свободно плавать в растворе. Соприкосновение прибора со стенками емкости не допускается. Показания оценивают с учетом температуры окружающей среды.
  5. Проверяют плотность электролита в остальных банках. Показания записывают и сравнивают с нормальной плотностью.

Такой способ проверки подходит только для разборной батареи, когда имеется доступ к электролиту. Необслуживаемый аккумулятор снабжен индикатором, цвет которого меняется в зависимости от плотности наполнителя.

Как откорректировать плотность раствора

Нормальное показание лежит в диапазоне 1,25-1,29 г/см³. Если при температуре +25°С отмечается более низкое значение, его нужно повышать. Падение концентрации в одной из банок свидетельствует о коротком замыкании.

Высокие значения выявляются после зарядки мощным током, сопровождающейся кипением электролита. Повысить плотность можно путем добавления кислоты, заправки готового состава или использования зарядного устройства.

Как самостоятельно поднять плотность

У грамотного владельца автомобиля аккумулятор всегда заряжен. Владение знаниями и навыками проверки плотности электролита гарантирует отсутствие неприятностей при старте двигателя и работе сигнализации.

Важность аккумулятора в системе обеспечения функционирования автомобиля нельзя переоценить. Сам запуск двигателя, в первую очередь, зависит от стабильной работы аккумулятора. Одной из причин внезапной или несвоевременной разрядки АКБ является отклонение значения параметра густоты электролита от нормы.

Какая должна быть концентрация кислоты?

Плотность отражает отношение массовой доли серной кислоты и дистиллированной воды в составе электролита.

Требуемое соотношение – 1:2, в процентах это выглядит как 35%/65%. Более привычным для автомобилистов и специалистов по обслуживанию является измерение в граммах на кубический сантиметр (г/см³).

Измеряется показатель специальным прибором — ареометром. Показания в диапазоне 1,27-1,29 г/см³ говорят о нормальной плотности, обеспечивающей стабильную работу аккумулятора.

Аккумуляторная батарея – это последовательно подключенные изолированные друг от друга отсеки, в которых загружены пластины-электроды (плюс и минус). Каждый отсек генерирует такое напряжение, которое в сумме составляет примерно 12 вольт.

Почему падает насыщенность раствора в АКБ

Изменения концентрации электролита во время использования АКБ закономерно. Основными причинами падения значения параметра являются:

  1. Испарение раствора в результате закипания, которое может произойти при долгой зарядке;
  2. Просачивание жидкости через пробки на корпус, когда автомобиль эксплуатируется на дорогах с ухабами или на бездорожье;
  3. Разрядка АКБ, которая приводит к оседанию серной кислоты на пластинах (сульфатация)

Подробно рассмотрим почему падает плотность:

Испарение электролита. Обычно это длительный процесс, который продолжительное время позволяет АКБ работать, обеспечивая двигатель питанием, но он может быть стремительным, в случае закипания жидкости.

Аккумулятор у большинства автомобилей располагается рядом с двигателем. Нагрев устройства происходит естественным образом во время работы двигателя. В летний период, когда температура окружающей среды способствует скорейшему испарению жидкостей, следует проверять плотность электролита еженедельно.

При испарении достаточным действием является доливание дистиллированной воды в банки АКБ, поскольку испариться может только вода. Обязательной должна стать процедура перемешивания добавленной воды с имеющимся в банках раствором кислоты. Крайне важным этот процесс становится в период холодов, когда вода может замерзнуть.

Можно ли поднять плотность в необслуживаемом аккумуляторе?

Часто автовладельцы сталкиваются с проблемой запуска двигателя, что актуально после длительной стоянки автомобиля, в зимнее время. Причиной этого, является подсевший аккумулятор.

В качестве альтернативы покупке нового, многие автовладельцы с помощью подзарядного устройства пытаются исправить ситуацию, но, не всегда это приводит к положительному результату.

Даже зарядка АКБ длительное время не всегда помогает, так как не поднималась плотность аккумулятора при зарядке.

Когда возникает такая проблема, то, очевидно, что в электролите батареи снизилась плотность.

Почему снижается плотность электролита

Прежде чем, заняться восстановлением, выясним как правильно поднять плотность аккумулятора и найти причины, которые привели к падению этого показателя. В любой автомобильной батарее, данная величина не статична.

Она постоянно изменяется и это является нормальным. Когда АКБ разряжается, то, понижается и плотность электролита. Когда заряжен, то вверх идет и этот параметр.

Если происходит быстрая разрядка, то это, свидетельствует о том, что концентрация упала до критичного уровня.

Можно перечислить несколько основных причин, из-за которых образуется низкая плотность электролита в аккумуляторе:

  • длительное воздействие низких температур;
  • выкипание электролита в следствии перезарядки батареи;
  • постоянное доливание воды.

Что касается третьего пункта, то, очень часто, чтобы поддержать уровень жидкости, доливают дистиллированную воду аккумуляторную. Обязательным условием является регулярная проверка плотности. Одновременно с водой выкипает электролит, что, в итоге ведет уменьшению. Кроме подзарядного устройства, важно иметь еще и ареометр для проверки значения плотности.

Подготовка к восстановлению батареи

Перед тем, как поднять плотность в аккумуляторе, проведем ее измерение ареометром. Делать замеры следует отдельно для каждой из банок. Что касается нормального уровня, то здесь диапазон должен составлять от 1,25 до 1,29.

Такой разброс объясняется тем, что в регионах, где холодные зимы, лучше держать норму электролита повышенной, а в регионах с умеренным климатом чуть ниже.

Если показатель ниже значения 1,25, восстановить нормальный уровень можно с помощью долива.

Повышение плотности электролита

Чтобы поднять плотность АКБ, следует начать со следующего:

  1. Следует убедиться, что аккумулятор заряжен. Если батарея разряжена, то, надо подзарядить и провести замер плотности. Нельзя приступать к работе, если АКБ имеет низкий заряд, так как, при заливе корректирующего раствора, в АКБ может резко подняться концентрация H2SO4. Как итог – полное разрушение в банках пластин, после чего, аккумуляторную батарею можно только утилизировать.
  2. Электролит в АКБ должен иметь температуру не менее 20, но не более 25 градусов цельсия.
  3. В каждой банке уровень должен быть в норме.
  4. Аккумулятор не должен иметь трещин и повреждений, особенно возле токовыводов. Часто возникает проблема снять клемму из-за того, что она прикипела или плотно закручена. Некоторые владельцы начинают расшатывать и стучать по токовыводу и клемме, что может целостность батареи.

При уровне не ниже 1,18, следует выполнять долив электролита с нормальной плотностью, чтобы увеличить, как минимум до 1,25. Долив выполняется для каждой банки отдельно. Через клизму-грушу берется забор старого, замеряется уровень и доливается свежий объемом не более половины от выкачанного. После этого, следует немного потрясти АКБ, чтобы дать жидкости возможность максимально перемешаться.

Можно ли повысить минимальную плотность

Что делать, если уровень упал ниже 1,18? Нужно предпринять более серьезные шаги, поскольку, доливом здесь не обойтись. В таких случаях используют кислоту аккумуляторную. Ее главное отличие в большей плотности (примерно 1,84). Сама работа производится по такой же схеме, как и добавление электролита.

Обычно, после одной замены удается достичь нормальной концентрации, но если замеры показывают, что плотность ниже необходимой, то, следует повторить работу еще раз. Продается эта кислота в любом автомагазине, поэтому приобрести ее проблем не составит. Выполнять работы с кислотой следует в открытом помещении или на воздухе и обязательно в перчатках.

Попадание кислоты на незащищенные участки тела грозит появлением термических ожогов.

Как повысить при помощи зарядного устройства

Еще одним способом восстановления работоспособности АКБ, подзарядка ее на слабом токе. Этот способ требует много времени, но, довольно эффективен, если не поднимается плотность электролита до нормального уровня.

  • Суть способа такова, что аккумуляторную батарею можно самостоятельно, через подзарядное устройство, зарядить до полного. Когда заряд будет максимальным, жидкость начнет кипеть.
  • Признаком полной подзарядки будет появление мелких пузырьков (происходит испарение дистиллированной воды в батарее). Избыток воды испарится, а кислота останется. Одновременно понизится и общий уровень электролита. Теперь можно долить новый необходимой плотности.
  • После этого, следует замерить показания ареометром и если они недостаточны, то повторить всю процедуру, пока не будет достигнута норма не ниже 1,25 г/см3.

Если станет вопрос о покупке нового или восстановления имеющегося аккумулятора, то конечно дешевле выбрать второе, тем более, что работа не является сложной и прочитав внимательно статью, даже человек, который плохо разбирается в технике, без труда сможет выполнить работу по повышению плотности электролита и восстановления работоспособности АКБ, как минимум на пару сезонов. Это серьезная экономия бюджета, тем более, что качественный аккумулятор стоит немалых средств.

Правильная пропорция в электролите

В процессе эксплуатации транспортных средств водители часто сталкиваются с ситуацией, когда стартер автомобиля не крутится от аккумулятора, частота вращения коленвала от стартера недостаточна для запуска двигателя и т.д. Другими словами, АКБ сильно разряжена.

Не менее распространенной ситуацией является то, что полностью заряженная от зарядного устройства батарея быстро разряжается, при этом повторной зарядкой (даже с учетом соблюдения всех правил и рекомендаций касательно того, как нужно заряжать аккумулятор) устранить проблему все равно не удается.

Следует отметить, что плотность электролита и разряд аккумулятора взаимосвязаны. Электролит является одним из главных компонентов в устройстве батареи, позволяя накапливать и удерживать заряд.

Получается, именно низкая плотность электролита в аккумуляторе после зарядки не позволяет АКБ сохранить накопленную энергию, также заряд не восстанавливается от автомобильного генератора после установки батареи на автомобиль.

Если это произошло, тогда элемент требует обслуживания, которое предполагает выравнивание плотности электролита в аккумуляторе или его полную замену. Отметим, что в ряде случаев для восстановления работоспособности АКБ бывает достаточно того, чтобы плотность электролита в банках аккумулятора была приведена в норму.

В этой статье мы рассмотрим, почему происходит снижение плотности, как и в чем измеряется плотность электролита в аккумуляторе. Также мы поговорим о том, что делать водителю, если во время замеров была обнаружена малая плотность электролита в аккумуляторе.

Упала плотность электролита в аккумуляторе: причина и последствия

Как правило, снижение плотности происходит в результате испарения водно-кислотного раствора в секциях АКБ. В этом случае речь идет о закипании электролита в банках, которое возникает при перезарядке батареи. Также вода постепенно выпаривается из аккумулятора и по естественным причинам, при этом процесс протекает медленно, позволяя батарее долгое время сохранять рабочее состояние.

  • С учетом вышесказанного становится понятно, для чего нужны обслуживаемые АКБ. Доступ к банкам позволяет контролировать уровень электролита. Зачастую этот уровень поддерживается в заданных пределах посредством долива дистиллированной воды. С этим процессом хорошо знакомы многие авто владельцы.
  • Однако далеко не все понимают, что одним доливом воды проблему удается решить далеко не во всех случаях, так как параллельно требуется проверка плотности полученного раствора. Дело в том, что вместе с водой частично испаряется и сам электролит. По этой причине доливать нужно не только воду, но и электролитический раствор.
  • После в обязательном порядке производится измерение плотности электролита в аккумуляторе ареометром. Нужно учитывать, что правильная плотность электролита в аккумуляторе позволит не только эффективно накапливать и удерживать заряд, но и убережет батарею от замерзания с наступлением холодов.

На практике это означает, что если водитель регулярно доливал в банки только воду и не следил за плотностью раствора, тогда зимой такой аккумулятор может замерзнуть и/или выйти из строя.

Дело в том, что когда в зимний период температура электролита аккумулятора в секциях понижается, а сам раствор недостаточно плотный, тогда вода в его составе превращается в лед.

Вполне очевидно, что летняя или зимняя плотность электролита в аккумуляторе является относительным понятием.

Необходимо постоянно поддерживать рекомендуемый показатель плотности независимо от сезона. Также плотность для регионов с холодным климатом можно несколько повысить, при этом оставляя значение в рамках допустимых показателей, то есть без превышения.

Еще важно понимать, что минимальная плотность электролита в аккумуляторе может не доставлять проблем в теплое время года, однако с наступлением холодов батарея выходит из строя даже при нормальном уровне раствора в банках. Также отметим, что электролит в АКБ может почернеть или помутнеть. В этом случае помогает его замена, в процессе которой также регулируется плотность.

Как правильно поднять плотность электролита в аккумуляторе

Как видно, необходимость повысить плотность аккумулятора может возникнуть по разным причинам. Прежде всего, нужно разобраться, какой плотности электролит залить в аккумулятор в том или ином случае. Обратите внимание, в продаже представлены растворы, плотность которых изначально несколько завышена.

Это значит, что в процессе корректировки для уменьшения плотности может понадобиться дистиллированная вода. При этом нужно учитывать, что не допускается залив обычной проточной воды, технической воды и т.д. Итак, идем далее. Чтобы определить, какая плотность необходима, рекомендуем ознакомиться с таблицей плотности электролита (см. выше).

Следующим шагом будет подготовка необходимых приборов, инструментов и базовых компонентов для создания раствора:

  • ареометр;
  • стакан (мерный);
  • емкость для слива;
  • резиновая груша;
  • дистиллированная вода;
  • аккумуляторный электролит;

Перед тем, как приступить к работе, обратите внимание, что выполнение операций с кислотой предполагает соблюдение техники безопасности. Для защиты кожи и глаз желательно использовать резиновые перчатки и защитные очки.

Также в случаях, когда раствор электролита разводится самостоятельно, запрещено добавлять воду в кислоту! Необходимо заливать сначала воду, после чего в нее аккуратно и осторожно доливается кислота! Это позволит избежать травм и химических ожогов.

Если производится полная замена электролита или необходимо слить жидкость, запрещено переворачивать или сильно наклонять аккумулятор. Дело в том, что подобные действия могут привести к осыпанию свинцовых пластин, после чего происходит короткое замыкание и батарея выходит из строя.

Что касается замеров плотности, необходимо производить измерения тогда, когда температура наружного воздуха будет находиться на отметке около 20 градусов по Цельсию. Получается, если на улице холодно, аккумулятор нужно сначала занести в отапливаемое помещение и дать ему возможность прогреться.

Также важно помнить, что плотность аккумулятора падает с разрядом и повышается после зарядки. По этой причине для получения наиболее достоверных показателей перед замерами нужно полностью зарядить АКБ.

Если нет возможности заменить АКБ, при этом в наличии необслуживаемый тип батаери (то есть работы производятся с необслуживаемым аккумулятором), тогда для получения доступа к банкам потребуется просверлить в корпусе отверстия при помощи дрели. Также нужно приготовить паяльник для дальнейшей запайки банок.

Пластик, который будет использоваться для запайки, должен быть стойким к воздействию кислоты.

Для слива старого электролита или сбора его излишков нужно заранее подготовить емкость. Лучше всего для таких целей подходят стеклянные банки или бутылки. Также нужно будет позаботиться и о дальнейшей утилизации.

Запрещается выливать электролит в канализацию, сливать на землю или в водоемы!

Кислотный раствор нужно сначала нейтрализовать щелочью. Если у вас нет определенных навыков, тогда необходимо заранее проконсультироваться со специалистами, изучить вопрос на профильных форумах, обратиться с подобным вопросом на пункты приема старых АКБ и т.д.

После того, как все нюансы были учтены, можно перейти к обслуживанию батареи. Далее мы рассмотрим процесс на примере кислотного аккумулятора. Отметим, что если АКБ щелочного типа, тогда некоторые показатели будут отличаться от тех, которые приведены ниже.

Как повысить плотность электролита

Итак, плотность измеряется в граммах на сантиметр кубический, то есть г/см3. Замеры плотности нужно производить в каждой банке АКБ. Плотность раствора должна быть от 1.25 до 1.29.

Разброс показателей по секциям батареи не должен быть выше отметки 0.01. В случаях, когда показатель упал около 1.20, тогда поднять плотность в банках можно путем долива электролита, который имеет плотность 1.27.

Для реализации задачи понадобится выполнить следующие действия:

  • Долив производится в каждую отдельную банку. Для этого грушей из банки выкачивается как можно больше старого электролита.
  • Затем электролит сливается в мерный стакан, что позволяет измерить его количество.
  • Далее в банку заливается свежий электролит, причем нужно влить только ½ от того объема, который был ранее откачан.
  • Далее аккумулятор нужно покачать из стороны в сторону, не допуская сильных наклонов и переворачивания. Такие действия позволят смешаться оставшейся жидкости в АКБ со свежей.
  • Теперь можно замерить плотность. В случае, когда значение не достигает нужного показателя, можно долить еще половину от того объема, который был ранее откачан.
  • Такие действия повторяются до того момента, пока не будет достигнут нужный показатель плотности.
  • После того, как плотность пришла в норму, нужно долить дистиллированной воды по уровню, после чего перейти к работе с другой банкой.

Если плотность в аккумуляторе снижена до 1.18, тогда нужно доливать не электролит, а аккумуляторную кислоту. Плотность такой кислоты намного выше. В случаях, когда сразу поднять плотность не удалось, процесс повторяется до тех пор, пока не удается получить нужное значение.

Когда работа со всеми секциями АКБ закончена, батарею можно поставить на зарядку.

После зарядки аккумулятора плотность электролита снова промеряется, при необходимости показатель корректируется при помощи дистиллированной воды или электролита.

Советы и рекомендации

В ряде случаев можно столкнуться с ситуацией, когда плотность электролита изначально очень низкая, при этом после долива не удается ее повысить. Также электролит серый, черный, мутный или рыжий в одной банке или сразу во всех секциях. Это говорит о необходимости полной замены жидкости.

  1. Для замены электролита грушей нужно полностью удалить жидкость из банок.
  2. Далее потребуется закрыть контрольные вентиляционные пробки на секциях.
  3. После этого аккумулятор ставится на бок или подпирается.
  4. Затем в дне каждой секции поочередно просверливается небольшое отверстие (диаметр 3-5 мм).
  5. Через указанные отверстия в заранее подготовленную емкость сливается оставшийся в корпусе батареи электролит.
  6. Затем пробки откручиваются, банки тщательно промываются дистиллированной водой.
  7. Следующим шагом будет запаивание проделанных отверстий пластмассой, устойчивой к воздействию кислоты.
  8. Далее можно заливать в АКБ свежий электролит, повторяя описанные выше действия для регулировки плотности раствора.

Напоследок добавим, что в некоторых случаях подобные операции позволяют восстановить работоспособность аккумулятора на достаточно большой срок, однако это происходит не всегда. Определенные химические процессы в аккумуляторной батарее, а также постепенное осыпание пластин приводит к тому, что даже после полной замены электролита аккумулятор может не держать заряд.

Если после всех проделанных работ плотность жидкости все равно быстро падает или не поднимается после зарядки до нужных значений, тогда стоит задуматься о замене батареи.

Также водитель может заметить, что в процессе эксплуатации АКБ свежий раствор снова чернеет, становится мутным, выкипает (с учетом того, что батарея правильно заряжается от ЗУ, а также на автомобиле исправен генератор и реле-регулятор), тогда такой аккумулятор потребуется заменить.

Способы повышения плотности

Повысить плотность электролита в АКБ можно поднять несколькими способами. Они различаются своей сложностью исполнения и длительностью.

Корректирующий электролит

Повышение плотности электролита в аккумуляторе происходит в несколько этапов. В этом действии важно соблюдать последовательность, только в этом случае можно получить достоверные результаты.

Также потребуются следующие инструменты и продукты:

  • ареометр;
  • стеклянные емкости;
  • груша для извлечения лишней жидкости;
  • перчатки для защиты;
  • пластмассовые защитные очки;
  • корректирующий электролит;
  • дистиллированная вода.

Важно! Перед тем как приступить к работе необходимо убедится, что батарея находилась несколько часов в помещении с температурой 20-25 градусов.

Чтобы реанимировать батарею и поднять плотность электролита в аккумуляторе требуется выполнить следующие действия:

  1. Зарядить АКБ, в котором предположительно упала плотность электролита. Важно чтобы батарея заряжалась около 8-12 часов. Необходимо чтобы она стала именно полностью заряженной, так как этот момент сильно влияет на показатели.
  2. После зарядки требуется замерить параметр ареометром в каждой банке АКБ. Показатели должны быть в пределах 1.25-1.27 г/см в кубе. Отклонение в показателях между банками допускается до 0.01.
  3. Если результат оказался ниже нормы, требуется откачать часть электролита из банок с недопустимыми параметрами.
  4. В банку заливается корректирующий электролит, в объеме в двое меньше откаченного. Далее заливают дистиллированную воду для закрытия пластин.
  5. Как только была произведена частичная замена электролита необходимо поставить АКБ на подзарядку. Достаточно 30-60 минут. После требуется оставить батарею на 2 часа чтобы жидкость смешалась.
  6. По истечению времени производится повторный замер. Если она все также ниже нормального действия повторяются.

Важно! Если планируется самостоятельно делать корректирующий электролит стоит заливать кислоту в воду, а не наоборот. В противном случае произойдет реакция, в ходе которой вода вскипит, и кислота расплескаться.

Выравнивание с помощью зарядки

Для этого метода потребуется зарядное устройство для АКБ с возможностью регулировать выходное напряжение. Простая зарядка, которая уменьшает силу тока при полном заряде не подойдет.

Корректировка плотности электролита в аккумуляторе происходит по следующей схеме:

  1. Батарея полностью заряжается.
  2. Когда электролит начинает кипеть силу тока снижается до 1-2 А.
  3. Пока электролит кипит вода из него испаряется и плотность постепенно повышается.
  4. После падения уровня необходимо долить электролит, и замерить плотность.

Выпариваться жидкость будет очень медленно и может понадобится более 24 часов. Этот способ наиболее безопасен. За счет естественного испарения замена производится без выкачивания химического раствора.

Полная замена

В случае если хоть в одной банке показатели ниже чем 1.18 г/м в квадрате, то поможет только полная замена электролита. Это действие стоит проводить очень аккуратно так как при ошибке вся батарея может выйти из строя.

Замена производится следующим образом:

  1. Из банок в АКБ выкачивается максимально возможное количество жидкости при помощи груши.
  2. После чего необходимо аккуратно перевернуть батарею на бок и просверлить отверстия в каждой банки. С них необходимо слить остатки электролита.
  3. После чего все емкости осторожно промываются дистиллятом. Отверстия запаиваются пластиком, который устойчив к кислоте.
  4. В свежевымытые банки заливается раствор электролита с необходимой плотностью. Далее батарея заряжается и проверяется на работоспособность.

Можно залить готовый корректирующий раствор, а после нормализовать параметры просто доливая дистиллированную воду.

Важно! Батарею требуется перевернуть очень аккуратно и медленно. Дело в том, что на дне остается осадок из свинца и при резком перевороте он может застрять между пластин тем самым их закоротив. После этого, как правило, батарея становится не дееспособной.

Как подготовить аккумулятор к восстановлению?

Перед тем, как восстановить на обслуживаемом аккумуляторе плотность электролита, необходимо выполнить ряд действий:

  1. Производится демонтаж батареи с авто, для этого предварительно ослабляются клеммные зажимы устройства.
  2. При наличии защиты выполняется ее снятие. Для этого потребуется гаечный ключ соответствующего размера.
  3. С помощью отвертки или другого приспособления с плоским наконечником производится откручивание пробок на банках. Рекомендуется использовать защитные очки и перчатки, чтобы не допустить появления ожогов.
  4. Пользователь выполняет диагностику объема рабочей жидкости в устройстве. Для легковых транспортных средств данный параметр должен составить около 1,5 сантиметров выше пластин. Диагностика плотности электролита должна производиться через 3 часа после подзарядки устройства либо примерно через 10 ч после остановки двигателя. Если уровень жидкости соответствует норме, то ареометр опускается в банки и с помощью груши производится набор небольшого объема воды.
  5. В зависимости от температуры воздуха производится оценка полученных параметров. Проверка выполняется для каждой банки отдельно. В идеале данный показатель должен составить в диапазоне от 1.25 до 1.29 г/см3.

При подготовке аккумуляторной батареи необходимо учитывать следующие нюансы:

  1. Перед открытием банок пользователю нужно произвести очистку корпуса устройства от загрязнений чистой ветошью. Это нужно сделать для того, чтобы при откручивании пробок грязь не попала внутрь батареи. В противном случае возможен полный выход устройства из строя.
  2. Если диагностика будет выполняться без демонтажа батареи, то нужно убедиться в ее качественной посадке. Устройство не должно болтаться.
  3. При подготовке аккумуляторную батарею нельзя переворачивать, поскольку это может привести к разрушению пластин, расположенных внутри. В результате АКБ полностью выйдет из строя без возможности восстановления.

Видео: руководство по использованию ареометра

Канал «Аккумуляторщик» в своем видеоролике подробно описал процесс подготовки аккумулятора и рассказал об использовании ареометра.

Как самостоятельно увеличить плотность электролита?

Для правильного проведения процедуры необходимо учитывать следующие нюансы:

  1. При приготовлении нового рабочего раствора в дистиллированную воду добавляется кислота, а не наоборот. В противном случае начнется кипение жидкости.
  2. Пользователю понадобятся точные расчеты нужного объема кислоты, так как в процессе заряда уровень плотности электролита увеличивается.
Важно знать

На новом аккумуляторе самостоятельно поднимать плотность электролита не рекомендуется, поскольку это приведет к более быстрому разряду устройства. Повышенный рабочий параметр негативно повлияет на функциональность батареи.

Приступать к процедуре необходимо с соблюдением техники безопасности, так как электролит – это ничто иное, как кислотный раствор, поэтому:

  • наденьте резиновые перчатки;
  • максимально обезопасьте себя от попадания электролита на одежду и тем более кожу;
  • используйте защитные очки и респиратор.

Что понадобится?

Чтобы правильно повысить плотность аккумуляторной батареи перед зимним периодом, нужно подготовить следующие материалы и инструменты:

  • ареометр;
  • мерный стакан или другая аналогичная емкость;
  • отдельная емкость для разведения нового рабочего раствора;
  • клизма-груша;
  • корректирующий раствор либо кислота;
  • дистиллированная вода.

Пошаговая инструкция по повышению плотности электролита добавлением жидкости

Правильный способ для увеличения параметра плотности электролита батареи:

  1. Перед тем, как в аккумуляторе поднять плотность, производится снятие аккумуляторной батареи с автомобиля. Для этого отключаются клеммные зажимы и производится демонтаж фиксирующей пластины. Действия по выполнению задачи осуществляются с применением гаечного ключа.
  2. С банки аккумуляторной батареи отбирается небольшой объем рабочего раствора. Для этого используется ареометр.
  3. Вместо изъятого объема жидкости в банку добавляется корректирующий раствор вещества при необходимости увеличения плотности. В случае, если требуется понизить этот параметр, используется дистиллированная вода с плотностью 1,00 г/см3.
  4. Затем аккумулятор ставится на подзарядку. На протяжении последующих 30 минут производится подзарядка устройства номинальным током. Такие действия позволят залитому корректирующему раствору смешаться с рабочей жидкостью.
  5. Аккумуляторная батарея отключается от зарядного прибора на один-два часа. Это позволит плотности в банках «выровняться» и снизиться уровню температуры. Также за два часа из банок выйдут все пузырьки, благодаря чему исключается вероятность погрешности при контрольном замере.
  6. Повторно производится диагностика уровня плотности электролита, при необходимости процедура повторяется заново. Также при необходимости в банки добавляется жидкость для увеличения или уменьшения параметра, а затем заново производится замер.
Важно знать

Надо учитывать, что разница параметра плотности между банками должна составить не более 0,01 г/см3. Если при выполнении задачи не удалось достигнуть такого результата, то требуется выполнить дополнительную, «выравнивающую» зарядку на протяжении 1-2 часов. При этом параметр тока должен составить в 2-3 раза меньше номинального.

Формула расчета количества жидкости для корректировки плотности электролита

где:

  • Vэ — объём удаляемого из банки электролита, см3;
  • Vб — объём электролита в одной банке, см3;
  • ρн — начальная плотность электролита до корректировки, г/см3;
  • ρк — конечная плотность, которую надо получить, г/см3;
  • ρд — плотность доливаемой жидкости, (вода — 1,00 г/см3 или корректирующий электролит — * г/см3).

При использовании данной формулы объёмы удаляемого и добавляемого электролитов равны.

Устройство необслуживаемого АКБ

В изделиях этого типа отсутствуют отверстия для доливания жидкостей и растворов, поскольку их корпус полностью герметичен. Современный необслуживаемый аккумулятор состоит из следующих частей:

  • Рабочие пластины.
  • Сепараторные прослойки.
  • Контактные выводы.
  • Герметичный корпус.
  • Крышка.

Размещенные в нем гальванические элементы представляют собой химические источники тока. Они помещаются в монолитном корпусе и разделяются перегородками (фото справа).

Важно! Они относятся к обратимым источникам энергии, которые могут заряжаться и разряжаться большое количество раз.

Особенности конструкции таких аккумуляторов позволяют эксплуатировать их достаточно долго.

Порядок измерения плотности

Перед тем как проверить плотность аккумулятора следует хорошо подготовиться к этой процедуре. Для успешного ее проведения потребуется фирменный ареометр в виде стеклянной прозрачной колбы со встроенной в нее шкалой. При погружении в электролит она будет выталкиваться из жидкости тем сильнее, чем больше плотность контролируемого раствора.

Важно! Это показатель должен проверяться лишь тогда, когда со времени зарядки АКБ прошло не менее 6-ти часов.

Порядок действий при его проверке следующий:

  • Сначала необходимо вывернуть все заглушки отдельных банок.
  • После этого берется измерительный прибор и опускается строго вертикально в отдельную ячейку аккумулятора.
  • Когда ареометр немного успокоится и перестанет смещаться по вертикали – следует считать показание на его шкале.

Результаты самостоятельно проведенных измерений могут считаться удовлетворительными, если показания прибора окажутся не ниже чем 1,24. Их разница для различных банок АКБ не должна превышать 0,03 единицы. Если плотность в банках соответствует норме – следует вернуть заглушки на место и приступить к эксплуатации аккумулятора.

Зависимость плотности от степени заряженности

Для электролита автомобильного аккумулятора с нормальной плотностью 1.27 гр/см3 можно привести следующую зависимости от степени разряда батареи:

Плотность гр/см3 Уровень заряда Температура замерзания
1.27 100%, – 60°С;
1.26 95%, – 55°С;
1.25 87%, – 50°С;
1.24 80%, – 46°С;
1.23 75%, – 42°С;
1.22 70%, – 37°С;
1.21 63%, – 32°С;
1.20 56%, – 27°С;
1.19 50%, – 24°С;
1.18 44%, – 18°С;
1.17 37%, – 16°С;
1.16 31%, – 14°С;
1.15 25%, – 13°С;
1.14 19%, – 11°С;
1.13 13%, – 9°С;
1.12 6%, – 8°С;

В таблице плотности электролита приведена зависимость плотности и температуры замерзания. Приведенные данные показывают, что глубокий разряд батареи чреват ее замерзанием уже при температуре 8 — 16°С

Рекомендуемые значения плотности

Часто задаваемый вопрос – какая должна быть плотность электролита для лета и для зимы? Большинство производителей аккумуляторов рекомендуют придерживаться следующих значений плотности, в зависимости от минимальной зимней температуры. Важность контроля плотности электролита зимой связана не только с недопущением перемерзания электролита, но и повышением КПД батареи для успешного запуска непрогретого двигателя:

  • от +6 до +4° 22 гр/см3;
  • от +4 до -15° 24 гр/см3;
  • от -4 до -15° 26 гр/см3;
  • от -15 до -30° 28 гр/см3;
  • от -30 до -50° 29 гр/см3;

Перечисленные значения справедливы для полностью заряженных батарей. Заливка электролита в новую батарею производится раствором меньшей концентрации – на 0.02 гр/см3. В процессе зарядки значение поднимется до необходимой величины.

Нормой плотности электролита в средней полосе принято считать 1.26 – 1.27 гр/см3.

Коррекция плотности при смене сезона

При большой разнице среднесуточных температур в летний и зимний период рекомендуется корректировать значение плотности. Процесс не представляет сложности, но опасен из-за агрессивности электролита.

Если машина храниться в гараже и эксплуатируется регулярно, то необходимость в коррекции не возникает, поскольку в результате длительных поездок батарея успевает зарядиться до нормального состояния и содержание кислоты не палает до критических значений.

Кратковременные поездки не способствуют нормальному заряду. Старые аккумуляторы имеют повышенные значения саморазряда, поэтому после длительного простоя плотность может упасть до недопустимых значений.

Электролит корректируется на полностью заряженном аккумуляторе. Важно знать, что в большинстве автомобилей с правильно отрегулированной системой регулировки напряжения, уровень заряда аккумулятора не превышает 80 – 90%. В зимнее время при наличии большого числа мощных потребителей (вентилятор печки, обогрев стекол и сидений, свет фар), это значение еще меньше. Для правильной подготовки батареи к зимнему сезону необходима полная зарядка специализированным зарядным устройством.

Заряд производят при слабом кипении электролита до тех пор, пока в течении текущих двух часов плотность расти уже не будет. Рост плотности говорит о том, что заряд еще не окончен.

Плотность электролита в заряженном аккумуляторе измеряют через два часа после зарядки, чтобы пластины полностью освободились от пузырьков газа и снизилась температура. Не забывайте про учет температуры электролита!

Содержание кислоты повышают при помощи корректирующего электролита, который добавляют в банки взамен части основного электролита.

Важно! Отбор раствора из каждой банки батареи должен быть одинаковым! Количество добавляемого корректора также одинаково. Сколько убрано жидкости, столько корректирующего раствора нужно добавлять

Плотность электролита в аккумуляторе и зимой и летом проверяется после получаса дополнительного заряда с последующей двухчасовой выдержкой. Это делается с целью равномерного перемешивания электролита. Обязателен учет температуры.

Переход на летнюю эксплуатацию делается аналогично, только вместо более крепкой кислоты добавляется дистиллированная вода. Дополнительный заряд должен продолжаться более длительное время, поскольку добавляемая вода из-за низкого удельного веса будет находится в верхнем слое.

Важно! Нельзя ускорять перемешивание покачиванием и переворачиванием батареи, поскольку осадок с дна емкости попадет между пластинами и батарея выйдет из строя.

Понятие плотности электролита

Вполне понятно, что количество серной кислоты и диоксида свинца в батарее должно быть сбалансированным – ведь они расходуются вместе. Поскольку количество диоксида свинца определяется производителем, автомобилисту после покупки аккумулятора остается лишь заправить АКБ необходимым количеством кислоты. Емкость секций батареи тоже фиксирована, поэтому в нее больше нормы не зальешь.

Остается единственный вариант – разбавить кислоту нейтральной к свинцу жидкостью, что и делается. Разбавляется кислота обычной водой, но дистиллированной, чтобы соли, содержащиеся в обычной воде, не нарушили чистоту раствора и не вывели АКБ из строя. Обычно автолюбитель покупает уже готовый электролит нужной плотности в автомагазине, хотя приготовить его можно и самостоятельно.

Процентное отношение воды к кислоте в полностью заряженном аккумуляторе составляет 70/30. Но при составлении электролита и его измерениях намного удобнее пользоваться единицами плотности – г/см. куб. или кг/м. куб. Удельный вес воды и кислоты различен, а значит, по общей плотности раствора можно судить о процентном соотношении его составляющих – концентрации.

Оптимальная концентрация кислоты

Пониженная концентрация, как правило, приводит к ускоренной сульфатации пластин – образованию на них нерастворимого сульфата свинца, который уже не может разложиться на кислоту и диоксид. В результате емкость батареи катастрофически падает, КПД уменьшается, а внутреннее сопротивление увеличивается (сульфат – диэлектрик).

Даже полностью заряженная, но сульфатированная батарея, выдающая, казалось бы, нормальное напряжение, садится после первого пуска, а то и вообще не в состоянии провернуть стартер. Кроме того, электролит с низкой плотностью замерзает при более высоких температурах, а значит, на стоянке даже при легком морозе батарею попросту разорвет льдом.

Чрезмерно высокая плотность электролита в аккумуляторной батарее не менее опасна, поскольку излишняя кислотность сокращает ресурс батареи в разы, буквально съедая пластины. Конечно, аккумулятор, залитый одной кислотой, будет крутить «как зверь», но сколько проживет такая АКБ? Сутки, может неделю. Если повезет – месяц.

А теперь пора вернуться к оптимальной плотности. В сети можно увидеть множество таблиц «рекомендованной» плотности, в зависимости от климатических условий. Если тепло – пониже, если мороз – повыше. Чем грозят эти «повыше» и «пониже», было описано в предыдущих абзацах. Поэтому не стоит изобретать велосипед, поскольку все эксперименты уже провели производители АКБ, а рекомендованная плотность приводится в сопроводительной документации.

Рекомендуем: Цены и характеристики польских автомобильных аккумуляторов

С новым, сухим (сухозаряженным) аккумулятором все просто – в него заливается электролит комнатной температуры с плотностью 1.28 г/см. куб. Через час концентрация упадет до 1.26 – 1.27 г/см. куб., и батарея готова к работе. Далее, в процессе заряда/разряда аккумулятора и в зависимости от температуры окружающей среды, плотность раствора будет все время колебаться. Больше разряд – ниже плотность, идет заряд – плотность повышается. В нормально функционирующей АКБ отношение плотности к степени заряда и напряжению на клеммах выражается следующими показателями:

  • 1.265 кг/м. куб. — 12.6 … 12.7 В — полностью заряжена;
  • 1.225 кг/м. куб. — 12.3 … 12.4 В — 75%;
  • 1.190 кг/м. куб. — 12.0 … 12.1 В — 50%;
  • 1.115 кг/м. куб. — 11.8 … 11.9 В — 25%;
  • 1.120 кг/м. куб. — 11.6 … 11.7 В — разряжена;
  • ниже 1.120 кг/м. куб. — ниже 11.6 В — глубокий разряд.

Стоит обратить внимание на то, что все параметры батареи, включая плотность и напряжение, сильно зависят от температуры. Поэтому значения справедливы только при 26.7 градусах Цельсия. Если нужно провести измерения при другой температуре окружающей среды, то дополнительно придется воспользоваться таблицей плотности электролита от температуры, которую несложно найти в сети.

Выяснив зависимость плотности от выходного напряжения батареи, а значит, и от степени ее заряда, контролировать концентрацию электролита несложно. Достаточно замерить напряжение на клеммах отключенного аккумулятора любым вольтметром, затем измерить плотность и проверить их соответствие.

Как повысить плотность электролита в аккумуляторе в домашних условиях

Любая батарея состоит из нескольких банок, поэтому, чтобы поднять плотность электролита в аккумуляторе, придется корректировать электролитический раствор в каждой отдельной емкости. С помощью спринцовки жидкость выкачивается и отправляется в мерную емкость. После чего в банку заливается аналогичное количество нового электролита, который в готовом виде можно приобрести в магазине. Данная операция выполняется с каждой банкой, после чего аккумулятор необходимо зарядить в течение 30 минут, чтобы раствор перемешался. Затем после двухчасовой паузы повторно измеряем показатели плотности. При необходимости нужно повторить коррекцию электролита. Важно помнить, что разность плотности в банках не должна превышать 0.01 г/см3.

Бывают ситуации, когда показатель плотности падает ниже значения 1.18 г/см3. В таких случаях вышеописанная технология не поможет восстановить работоспособность батареи – необходима полная замена электролитического раствора.

Как поднять плотность электролита зарядным устройством

Существует еще один способ, которым следует поделиться. Он требует меньших трудозатрат и больше времени. Суть процесса проста – необходимо поставить батарею на зарядку, выставив минимальный ток (не более 1A). Достигнув полного заряда, аккумуляторная батарея начнет «кипеть». При этом дистиллированная вода будет активно испаряться. Уровень жидкости в корпусе постепенно снизится. Вместо испарившейся воды, доливаем электролит номинальной плотности. Процесс очень длительный, однако, за несколько суток можно добиться необходимого результата.

Времена года

Чтобы аккумулятор не подвёл в самый неподходящий момент необходимо следить за его зарядом в первую очередь. Потому, что если плотность ниже нужного значения, это может значить и то, что батарея разрядилась.

В большинстве климатических зон корректировка плотности электролита не требуется, и достаточно следить за его состоянием (уровнем и плотностью), но в регионах, где слишком жаркая или холодная погода допустимы корректировки плотности. Это значит, что даже, в только что купленный АКБ, некоторые автовладельцы, живущие в условиях сильных морозов, сразу вносят коррективы по плотности.

Какая плотность электролита в аккумуляторе должна быть можно увидеть в таблице:

Климат

(взято на основе средних температур за январь оС)

Сезон

Плотность

(при заряде 100%)

г/см3

Плотность при разряде батареи на:

25%

г/см3

50%

г/см3

Холодный

(-30 и ниже)

Зима 1.30 1.26 1.22
Лето 1.28 1.24 1.20
Умеренно холодный

(от -30 до -15)

Круглый год

1.27

1.24

1.20

Умеренный

(от -15 до 0)

Умеренно тёплый

(от 0 до +4)

1.23

1.19

1.05

Жаркий

(+4 и выше)

1.15

В таблице можно увидеть, что в климатической зоне, где морозы ниже -30оС корректировать плотность электролита – прямая необходимость. Минимальная плотность составляет 1.28 г/см3 – при меньшем значении будет риск замерзания жидкости, с последующими проблемами при запуске двигателя.

Для жаркого климата корректировка допустима, но не обязательна, т.к. плотность в 1.27 не наносит вреда для АКБ, и снижать её рекомендуется только в целях увеличения долговечности батареи.

Лето

Ареометр

При эксплуатации автомобиля летом следует помнить о нескольких нюансах, связанных с жаркой погодой:

  • Из-за погодных условий температура под капотом повышена, что способствует большему испарению воды из аккумулятора. Поэтому плотность может возрастать, что приводит к увеличению плотности (повышению агрессивной среды в АКБ);
  • При испарении воды может понижаться уровень электролита, что приведёт к оголению пластин и осыпанию «активной массы» батареи.

Поэтому следует следить за уровнем и плотностью жидкости, чтобы вовремя принимать меры для устранения возможных неполадок.

Зима

При использовании аккумулятора зимой необходимо помнить несколько моментов:

  • При наступлении сильных холодов (ниже -20) рекомендуется доставать аккумулятор из автомобиля, и хранить в тёплом месте;
  • Короткие поездки (когда автомобиль часто заводится) могут привести к разряду АКБ;
  • Необходимо следить за зарядом батареи – использование разряженного устройства приведёт к замерзанию электролита, и невозможности завести двигатель.

Уровень

Проверка уровня электролита аккумулятора

Чтобы снять показатели и посмотреть уровень электролита в аккумуляторе необходимо произвести следующие действия:

  1. Для проверки открутить крышки с каждой банки, и взять пластиковую или стеклянную трубку (подойдёт шариковая ручка без стержня с прозрачным корпусом).
  2. Трубка опускается до момента соприкосновения с пластинами (в каждой банке по очереди), и зажимается пальцем верх трубки.
  3. Трубка достаётся, и производится замер – в замерной ёмкости должно остаться около 12мм электролита (нормальный уровень)

Внимание: все действия нужно производить, соблюдая технику безопасности!

Если уровень ниже, то следует долить разницу, а если выше – изъять лишнее шприцем. Необходимо помнить, что неправильный уровень жидкости может привести к выходу из строя всего АКБ.

В аккумуляторах с прозрачным корпусом можно воспользоваться отметками «max» и «min». Уровень будет виден без дополнительного оборудования, и о состоянии уровня можно судить по этим меткам.

В необслуживаемых батареях нет доступа к банкам, поэтому нужно пользоваться индикатором заряда (гидрометр, глазок) и метками на корпусе. В устройствах такого типа только этими приборами можно измерить уровень.

Чем грозит завышенная или заниженная плотность электролита?

Оптимальный уровень плотности находится в пределах от 1,27 до 1,35 г/см3 в соответствии с сезоном и температурным режимом региона. Если значение рассматриваемого показателя выше нормы, то это свидетельствует о завышении, что отрицательно влияет на функционирование автомобиля. Данный процесс может привести к повреждениям аккумуляторной батареи. В ситуациях, при которых наблюдается противоположная картина, существует вероятность того, что автомобиль не заведётся. Главная причина в том, что АКБ замёрзнет при низких температурах.

Следовательно, необходимо контролировать значение, чтобы плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом соответствовала оптимальной. Это поможет избежать возникновения непредвиденных обстоятельств. Однако сделать подобное проблематично, так как плотность изменяется при разных уровнях заряда аккумулятора. Например, при её уменьшении происходит поглощение дистиллированной жидкости батареей, что приводит к увеличению концентрации показателя. В обратных ситуациях возникает процесс сульфатации, ведущий к снижению уровня плотности. В результате этой химической реакции пластины наглухо закрываются и теряют возможность правильно заряжаться. Главный исход – выход из строя АКБ.

Технология измерения плотности

Некоторые автовладельцы не знают, что аккумулятор требует регулярного обслуживания, предпочитают решать проблему с быстрой разрядкой изделия путём его замены новым агрегатом. Причиной этого выступает отсутствие знаний, как проверить плотность электролита в аккумуляторе корректно, считая, что эта операция относиться к сложным процессам по выполнению. Измерение плотности электролита в аккумуляторе – процедура необременительная, однако, требует соблюдения определённых правил, чтобы показатели соответствовали реальности:

  1. Перед измерением зарядить батарею до максимального уровня.
  2. Измерять показатели не ранее, чем через десять часов остывания после поездки или через три часа после подзарядки.
  3. Производить процедуру при комнатной температуре, от двадцати двух до двадцати пяти градусов по Цельсию. Критичные показатели температуры окружающей среды повлияют на точность полученных данных.
  4. Выставить агрегат на ровной, горизонтальной поверхности, предварительно очистив его от частиц грязи и пыли, так как при попадании в систему они могут привести к непригодности устройства.
  5. Проверить количество раствора во всех ёмкостях АКБ. Для получения точных данных критерии раствора должны соответствовать норме. Осуществляется процесс посредством пустотелой трубки, которая вставляется в каждый из проёмов, после чего зажимается её верхняя пройма и вытягивается из банки. Уровень жидкости в трубке будет соответствовать критериям раствора в измеряемом слоте.

После выполнения предварительных работ можно заняться непосредственной проверкой уровня плотности. Для выполнения процедуры достаточно иметь прибор для измерения плотности электролита в аккумуляторе, именуемый ареометром, и выполнить задачу, следуя несложному инструктажу. Если у автовладельца такого приспособления нет, его можно приобрести в любом автомобильном магазине: стоимость такого прибора демократичная, редко превышает двести рублей.

Проверка плотности электролита аэрометром производится в домашних условиях, согласно следующему регламенту:

  1. Аккумулятор подготавливается к процедуре согласно описанным правилам.
  2. Откручивается крышка банки с раствором, в ёмкость погружается прибор. Путём надавливания на грушу производиться всасывание жидкости, после чего снимаются показатели с приспособления. Данные аэрометра необходимо записать.
  3. Аналогичная процедура производится последовательно во всех ёмкостях.

В идеальном варианте, плотность в каждой из ёмкостей должна быть идентичной по показателям. Если имеются существенные различия – это может свидетельствовать о наличии повреждений определённой банки, а низкая концентрация электролита во всех сотах в аккумуляторе свидетельствует о сульфитации на пластинах, устаревании источника питания или его глубокой разрядке. При осуществлении манипуляций с аккумулятором важно обезопасить себя от ожогов кислотным раствором, предварительно одевая защитные перчатки и рабочую одежду. Разобравшись, как измерить плотность электролита в аккумуляторе один раз и выполнив самостоятельно процедуру, автовладелец в дальнейшем будет исполнять её на элементарных засадах.

Причины искажения критериев плотности раствора АКБ

Зачастую вариативность плотности электролита в аккумуляторе заключается в её снижении. Факты повышения соотношения воды и кислоты очень редко диагностируются автовладельцами, чаще всего в результате неправильной доливки кислотного раствора при корректировке концентрации. Прежде чем приступить к восстановлению стандартной концентрации раствора в банках АКБ, стоит разобраться, почему падает плотность электролита в аккумуляторе, так как понимание причин прецедента зачастую обуславливает варианты их устранения.

Стоит понимать, что изменение концентрации электролита в источнике питания является естественной процедурой, так как, по умолчанию, плотность увеличивается после зарядки агрегата и постепенно снижается при процессе разрядки. Проблема диагностируется только в ситуациях, когда после полной зарядки агрегата, он не в силах держать заряд – это сигнал того, что упала плотность электролита в аккумуляторе.

Низкая плотность электролита в аккумуляторе – это тревожный показатель, который без восстановительных процедур может повлечь за собой тотальный выход агрегата из строя, требует осуществления безотлагательных мер по восстановлению показателей концентрации раствора. Зачастую причинами падения плотности электролита выступают следующие факторы:

  1. Батарея разрядилась в результате длительного простоя.
  2. Раствор частично выкипел в процессе перезарядки.
  3. Доливка дистиллята производилась некорректно, контрольные замеры плотности раствора не выполнялись или были сделаны неправильно.

В первом случае, для решения проблемы просто заряжаем батарею: если она после подзарядки работает исправно, можно для контроля проверить её плотность и эксплуатировать дальше без выполнения дополнительных манипуляций. Низкая электролитная концентрация во втором случае провоцируется химическими реакциями, возникающими при функционировании устройства. Снизить риск кипения батареи есть возможность посредством отключения её от бортовой сети во время продолжительного простоя авто. Возникновение последней ситуации из списка актуально при неправильном осуществлении доливания дистиллята: без выполнения после проведения операции контрольного замера, или выполнение процесса с техническими ошибками, не выжидая времени для полноценного смешивания составных компонентов раствора.

Если доливать бесконтрольно воду в аккумулятор, концентрация жидкости будет поэтапно снижаться, что спровоцирует безоговорочную поломку АКБ, обуславливающую невозможность дальнейшей эксплуатации устройства.

Варианты подъёма плотности АКБ

Ответ на вопрос, как повысить плотность электролита в аккумуляторе, прямолинейно зависит от причин возникновения прецедента и критичности снижения показателей. Если источник питания имеет явные повреждения, трещины и сколы, возможность восстановить его работоспособность минимальная, потому профессионалы рекомендуют не тратить время и деньги, купить новый агрегат. В ситуации, когда снижение плотности минимальное, дефектов на устройстве нет, критерии жидкости соответствуют норме, можно попробовать восстановить концентрацию раствора посредством специфической подзарядки устройства, с выполнением последовательных шагов:

  1. Осуществить зарядку агрегата слабым током до предельного максимума.
  2. Оставить устройство отстояться на период, не менее двенадцати часов.
  3. Повторить процедуру, заряжая АКБ под напряжением 14,6 вольта, током до двух ампер.
  4. После отстаивания аккумулятора произвести контрольный замер показателей.

Систематическое выполнение такой процедуры позволяет увеличивать плотность батареи до нормальных значений, при отклонениях всего на несколько сотых единиц. Критические отклонения от нормы или расхождения, сопровождающиеся параллельным снижением количества раствора в сотах, предусматривает более радикальные варианты решения проблемы. Если первый вариант корректировки не актуален, его применение не позволяет добиться рабочих показателей, применяют метод добавки электролита. Для проведения процедуры надо иметь аэрометр, грушу для отбора субстанции, мерную ёмкость и резервуар для отработанного раствора, корректирующий электролит и дистиллированную воду.

Процедура проводится согласно следующему инструктажу:

  1. С резервуара, в котором плотность ниже стандартной, отбирается раствор: чем больше, тем лучше. Производиться замер объёма отобранной жидкости, путём её залива в мерный резервуар.
  2. В банку аккумулятора добавляется новый электролит, объём которого должен равняться половине изъятой жидкости. Батарею необходимо аккуратно пошатать из бока вбок, избегая сильных наклонов, чтобы новый раствор перемешался с остатками жидкости.
  3. Измерить показатели. При потребности добавить ещё раз электролит в размере, эквивалентному четвёртой доли откачанной жидкости.
  4. Процедуру повторять до тех пор, пока коэффициенты не будут соответствовать стандарту, после чего недостаток жидкости восполняется дистиллированной водой.
  5. Аналогичные действия производятся со всеми сотами батареи.

После этих процедур аккумулятор оставляется на период не менее двух часов для отстоя, чтобы растворы в резервуарах стали однородными и ещё раз осуществляются замеры. Бывает так, что после контрольного замера исполнитель диагностирует расхождение плотности в сотах, превышающее сотую долю грамма на сантиметр кубический. Такая ситуация недопустима, требует поиска решения дилеммы, как выровнять плотность электролита в банках аккумулятора.

Выравнивают показатели посредством выпрямленного тока, номиналом ниже в два, а то и три раза ниже стандартного. Ответ на вопрос, как увеличить плотность в аккумуляторе, когда её показатели предельно низкие, не достигают критического норматива 1,18 или же электролит в секциях имеет явные визуальные недочёты, предусматривает выполнение процедуры по абсолютному обновлению жидкости АКБ. Для восстановления работоспособности устройства потребуется провести следующие манипуляции:

  1. Удалить жидкость из всех банок посредством груши, насколько это технически возможно.
  2. Закрыть пробки банок и поставить устройство так, чтобы появился доступ ко дну батареи, не переворачивая её.
  3. Просверлить в дне каждого резервуара небольшой проём, предварительно поставив под АКБ ёмкость для отработки.
  4. Открутить крышки банок и основательно очистить резервуары, путём сквозного пролива дистиллированной воды.
  5. Запаять дырки на основании посредством материала, устойчивого по отношению к кислоте.
  6. Заполнять банки, согласно описанному выше регламенту.

Правильно выполненные процедуры, при отсутствии механических повреждений на устройстве и целостности пластин, позволят продлить эксплуатационный период АКБ на несколько лет.


Источники


  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/kak-povysit-plotnost-v-akkumulyatore-avtomobilya
  • https://auto-gl.ru/instrukciya-kak-pravil-no-podnyat-plotnost-elektrolita-v-akkumulyatore/
  • https://BatteryZone.ru/accumulator/kak-povysit-plotnost-jelektrolita-v-avtomobilnom-akkumuljatore-v-domashnih-uslovijah
  • https://kodobd.top/podnyat-plotnost-akkumulyatore/
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/plotnost-akkumulyatora-normalnye-znacheniya-i-sposoby-proverki
  • https://BatteryZone.ru/accumulator/chto-takoe-plotnost-jelektrolita-v-akkumuljatore-i-ee-znachenija
  • https://ProAkkym.ru/avto/opredelenie-plotnosti-jelektrolita
  • https://YaAuto.ru/akkumulyator/plotnost-elektrolita-v-akkumulyatore/
  • http://akkuminfo.ru/vazhno/uroven-plotnosti-akb
  • https://carbatt.ru/kakaya-optimalnaya-plotnost-elektrolita-v-akkumulyatore-zimoy-i-letom
  • https://bolt-taxi.com/plotnost-elektrolita-v-akkumulyatore-kakaya-dolzhna-byt-tablitsa-plotnosti-kak-proverit/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт автомобиля, решение проблем с авто