Масло для трансмиссии: классификация и критерии выбора

Содержание
  1. Как проверить цвет масла в коробке автомат
  2. Как проверить уровень масла в коробке-автомате?
  3. Коробка, модифицированная щупом
  4. Коробка без щупа
  5. Последствия эксплуатации машины при снизившемся уровне жидкости в коробке-автомате
  6. Повышенный уровень масла в АКПП: насколько это опасно?
  7. Оптимальный уровень масла в АКПП: рекомендации
  8. Запах масла в АКПП
  9. Ищем частицы в масле
  10. Какие виды трансмиссионных масел бывают
  11. Что значит маркировка
  12. Масло для МКПП
  13. Про фильтра
  14. Что происходит при критическом пробеге?
  15. Способ первый или заменить масло не сливая
  16. Вреден ли повышенный или пониженный уровень масла в АКПП?
  17. А чем плох перегрев АКПП?
  18. Как определить объём и тип (марку) масла используемого в автоматической трансмиссии?
  19. Полная или частичная замена масла?
  20. Многие автолюбители задумываются – а поможет ли полная замена масла при запахе горелого?
  21. Как же часто нужна замена масла?
  22. Что делать, когда масло уже имеет жженный запах?
  23. Цвет и вязкость
  24. Осадок в масле
  25. Вспенивание: в чём проблема?
  26. Разгерметизация системы охлаждения
  27. Разные моторные масла
  28. Конденсат
  29. Изменение консистенции
  30. Качество масла в моторе и проверка состояния смазки

Как проверить цвет масла в коробке автомат

Для проверки цвета, а также уровня масла в коробке-автомат в большинстве случаев предусмотрен щуп. На нем есть отметки уровня «Cold» и «Hot», которые соответствуют нормальному уровню при холодной и разогретой КПП.

Процедура проверки предельно проста. Необходимо установить рычаг в положение «Р» и вынуть щуп (двигатель не глушится). Протерев щуп чистой тряпкой, нужно вставить его обратно и снова вынуть. Теперь можно оценить уровень и цвет масла на нем.
  • Нужно знать, каким должен быть цвет масла в АКПП. Масло для коробки передач автомат содержит в себе различные добавки, благодаря которым оно имеет красноватый или желтоватый оттенок, реже бывает быть зеленого цвета.
  • При этом в норме свежее масло прозрачное. Однако в процессе эксплуатации автомобиля цвет меняется. Он может становиться темно-красным, иметь коричневатый оттенок. Если проблем нет, то прозрачность сохраняется.
    Если же масло в АКПП коричневого цвета или темнее, непрозрачное, в нем имеются посторонние механические частички, то это указывает на необходимость полной замены масла и, возможно, ремонта коробки автомат.
  • Отдельно стоит обратить внимание и на запах: от смазки не должно пахнуть горелым. Если это так, высока вероятность «пригорания» фрикционов, перегрева АКПП и т.д.
    Помутнение также может говорить о том, что в масло попадает жидкость охлаждения. На определенные проблемы указывает и вспенивание масла АКПП, если сам уровень в норме. Так или иначе, в большинстве случаев эксплуатацию автомобиля следует прекратить, так как потребуется вмешательство специалистов.

Как проверить уровень масла в коробке-автомате?

Наличие и соответствие норме смазочной жидкости гарантирует управляемость и надёжность в работе транспортного средства за счёт корректного функционирования трансмиссионных узлов.

Сбои в работе АКПП – это именно тот случай, который лучше предупредить, чем потом устранять последствия.

Автоматическая система стоит довольно дорого, и её ремонт также не относится к категории копеечных затрат.

Эффективной мерой по предотвращению неисправностей АКПП считается периодическая проверка показателей и состояния масла, а также замена, если смазка уже отработала своё.

Процедура мониторинга критериев смазочной жидкости не отличается особой сложностью и не занимает много времени, потому любой человек, ознакомившись с методологией её выполнения, сможет, потратив несколько минут с периодичностью раз в несколько недель, предотвратить серьёзные поломки машины.

Искать корректный ответ на вопрос, как правильно проверять уровень масла в АКПП, грамотнее всего в инструкции пользователя к транспортному средству, где производитель описывает пошагово эту процедуру. Если по каким-либо причинам вы не можете воспользоваться инструкцией, дальше мы расскажем детально, как проверить уровень масла в коробке-автомате разной модификации.

Коробка, модифицированная щупом

Подавляющее большинство современного автотранспорта укомплектовано АКПП со специальным щупом, который предусмотрен автопроизводителем для регламентной проверки масла в трансмиссии владельцем машины.

Первая задача для автовладельца – это выяснить, где расположен щуп уровня масла в АКПП, и есть ли он в этой модели машины. Узнать, где находится щуп для проверки уровня масла, можно из руководства пользователя или путём самостоятельного изучения подкапотного пространства.

Чаще всего приспособление располагается вблизи тыльной части мотора, поближе к перегородке моторного отсека. Для того чтобы его увидеть, необходимо открыть капот и стать напротив машины, поперёк её движения.

Искомая деталь располагается по правую руку, выглядит как рукоятка, окрашенная в колоритный цвет, по левую руку также имеется щуп – это приспособление для контроля масла в силовом агрегате.

В некоторых моделях машин рядом располагаются два щупа: для проверки уровня смазки в моторе и в КПП, тогда ориентироваться придётся по окраске рукоятки приспособления. Как правило, щуп проверки смазки в моторе имеет жёлтый цвет, а другая рукоятка будет окрашена в иной яркий оттенок – это и есть щуп для отслеживания уровня масла в АКПП.

После того как инструментарий найден, можно приступать к проверке критериев смазочной жидкости. Если автовладелец вытянет щуп для его визуального осмотра, он увидит, что приспособление имеет две гравировки – COLD и HOT – с двумя отметками возле каждого из значений.

Специфическая разметка щупа сильно отличается от стандартного его вида в механических коробках. Дело в том, что выполнить эту процедуру можно двумя способами: первый – контроль на непрогретой АКПП, который даёт предположительный результат, второй – точный мониторинг уровня жидкости на прогретой коробке до функционирующих градусов.

Для диагностирования, независимо от метода, важно установить автомобиль на предельно ровную горизонтальную поверхность.

Контроль уровня на холодной АКПП осуществляется следующим способом:

  1. Запустите мотор, предоставьте ему возможность поработать непродолжительное время на холостых оборотах, переключая селектор коробки в разные положения, чтобы масло максимально эффективно распределилось по узлам.
  2. Установите АКПП на режим паркинга. Не выключая зажигания, на функционирующем двигателе проверьте критерии смазки: вытяните щуп из посадочного проёма, тщательно протрите его чистой тряпкой без ворса. Вставьте щуп обратно в гнездо и зажмите до упора, извлеките повторно и посмотрите, до какого уровня доходит масляная плёнка.
  3. Ориентироваться при диагностировании уровня таким методом необходимо на значение COLD на щупе – «холодный». Если критерий смазки ниже уровня, её надо добавить, при превышении нормы нужно обязательно удалить излишек масла.

Более достоверными считаются результаты проверки критериев масла на горячей АКПП. Перед выполнением процедуры нужно разогреть машину до рабочих температур, проехав на ней около пятнадцати километров. Прогоните коробку по всем позициям, при работающем моторе осуществите проверку уровня согласно пункту 2 выше предоставленной инструкции.

Оцените уровень масла, сопоставив его критерии со значением HOT на щупе. Нормой считается положение уровня масла между отметками возле надписи HOT. При повышенном или пониженном уровне смазки требуется её извлечение или доливка до уровня соответственно.

Такой способ проверки даёт более надёжные и безошибочные данные при правильном выполнении процедуры.

Профессионалы советуют контролировать уровень исключительно после прогрева трансмиссионного масла до рабочих температур, чтобы получить самые точные результаты.

Коробка без щупа

Методология диагностики уровня смазки с помощью щупа не отличается особой сложностью и может выполняться любым автовладельцем самостоятельно.

А как проверить уровень масла, если транспортное средство не оборудовано щупом с завода? В транспортных средствах, оборудованных АКПП без щупа, чаще всего не предполагается замена эмульсии на протяжении всего эксплуатационного периода машины, или же автопроизводитель таким способом пытается бороться с несанкционированными вмешательствами в систему трансмиссии, предусматривая её обслуживание исключительно в сертифицированных сервисных центрах.

Коробки-автоматы без щупа имеют только два отверстия – маслосливной и маслоналивной проём. В этих коробках невозможен избыток смазки, так как система оборудована специальной трубкой, через которую излишки жидкости удаляются в поддон в процессе функционирования машины.

Однако определить понижение показателей масла в таких модификациях АКПП, узнать его уровень значительно сложнее, чем в предыдущем случае, потому если вы не на сто процентов уверены в своих силах, то лучше откажитесь от этой затеи, воспользуйтесь услугами профессионалов.

Рассмотрим пошагово, как проверяют уровень масла в АКПП нынешние умельцы в домашних условиях:

  1. Прогреть АКПП до рабочих температурных режимов, проехав на машине несколько километров.
  2. Обеспечить доступ к днищу машины, установив её на яме. Машину необходимо поставить на ровной поверхности. Проверка осуществляется в режиме функционирования двигателя, в позиции ручки переключения «паркинг».
  3. Найти сливную пробку на поддоне со стороны днища машины в районе моторного отсека и открутить её. При нормальном уровне масла небольшое его количество прольётся из проёма. Если эмульсия даже не капает, значит, показатель значительно ниже нормы.
  4. При пониженном уровне масла нужно добавить жидкость через маслоналивной проём на рабочем моторе. Лить стоит до того момента, пока из маслосливного проёма не потечёт эмульсия. Остаётся подождать, пока излишки стекут, жидкость станет выходить каплями, после чего закрутить обе крышки.

При проверке уровня смазки параллельно важно оценить её вид на предмет примесей и шлаковых компонентов, которые являются показателем для замены трансмиссионного масла.

Разобравшись, как проверить уровень масла в АКПП и осуществив самостоятельно эту процедуру хотя бы один раз, автовладелец избавит себя навсегда от необходимости регулярного посещения СТО с этой целью, существенно экономя свой бюджет.

Разберёмся дальше, чем опасны для коробки передач недоливы и переливы жидкости, что будет, если вовремя не обнаружить проблему, или просто проигнорировать такие прецеденты.

Последствия эксплуатации машины при снизившемся уровне жидкости в коробке-автомате

Для автовладельцев-новичков единственным методом выявления пониженного уровня масла является проверка его критериев с помощью вышеописанного регламента. Однако опытные водители определить низкий уровень масла АКПП могут даже по поведению и реакции машины на дороге, опираясь на следующие симптомы:

  • ухудшение управляемости транспортного средства;
  • появление нехарактерных звуков со стороны трансмиссионных узлов;
  • пониженное реагирование машины на переключение передач.

Эти обстоятельства информируют водителя о том, что в АКПП низкий уровень масла, соответственно требуются его доливка до нормы или замена смазочной жидкости, если машина длительный период эксплуатировалась в режиме масляного голодания трансмиссионных узлов.

Почему так опасны ситуации, когда уровень эмульсии в коробке ниже нормы? Дело в том, что в системе циркуляция жидкости обеспечивается путём её прокачки с помощью масляного насоса. Если присутствует дефицит жидкости в системе, насос начинает захватывать вместе со смазкой воздух, прогоняя его по системе.

Последствием такого прецедента является сжатие масла под давлением воздуха, что выливается в некачественное смазывание контактирующих деталей и возникновение огромной численности металлической стружки в жидкости, которую не успевают отсеивать специальные магнитные элементы.

Загрязнённое масло, циркулируя по системе, не справляется со своими задачами, что приводит к деформации и износу трудящихся рабочих узлов.

Повышенный уровень масла в АКПП: насколько это опасно?

Ситуация с избытком масла в коробке-автомате возможна только в автомобилях, которые модифицированы щупом. В коробках, не оборудованных щупом, производится автоматический сброс лишнего масла через специальную трубку, что исключает возможность таких прецедентов.

Повышенным считается уровень смазки, который при проверке отмечается выше максимальной метки на щупе. Изобилие смазки в АКПП не менее опасно для коробки, чем её дефицит.

При переизбытке жидкости происходит её сильное вспенивание, масло на фоне высоких рабочих температур начинает быстро окисляться и испаряться, что чревато выходом из строя клапанов и фрикционных деталей системы.

При эксплуатации машины в режиме переизбытка жидкости в АКПП последствием будет изменение состава масла на молекулярном уровне, снижение его качественных характеристик, что отразится на эффективности его работы и выльется в дорогостоящий ремонт для автовладельца. Чтобы избежать таких последствий, важно регулярно согласно регламенту проверять уровень смазки, при замене в домашних условиях чётко выполнять рекомендации автопроизводителя по оптимальному литражу жидкости.

Оптимальный уровень масла в АКПП: рекомендации

Оптимальный уровень масла в автомате – это его критерии на щупе примерно посредине между минимальной и максимальной метками, а маркировки на щупе являются крайними допустимыми границами жидкости. Опытные автовладельцы и профессионалы советуют диагностировать показания масла в АКПП согласно следующим рекомендациям:

  • осуществлять проверки согласно регламенту от производителя;
  • не игнорировать даже минимальные отклонения от нормы смазочной жидкости;
  • при проверке уровня оценивать не только заполненность системы, но и зрительно анализировать состояние жидкости на предмет примесей и грубых частиц, производить плановые замены масла согласно регламенту.

Выполнение этих рекомендаций позволит избежать досрочного износа дорогостоящей системы АКПП, вовремя выявить и устранить неполадки в работе коробки передач.

Запах масла в АКПП

К анализу цвета добавляем еще и наши органы обоняния. Поднесите масло поближе к носу. Да, запах не самый лучший, но все же хорошо, если жидкость не пахнет гарью. Если же пахнет — значит, опять же, масло горит. Даже если жидкость по цвету не выглядит подгоревшей, но пахнет «жареным», лучше посетите сервис для диагностики и замены масла.

Ищем частицы в масле

Очень важный момент. Если в самой жидкости обнаруживаются посторонние частицы — грязь и металлическая пыль, а то и стружка, это знак того, что наша коробка серьезно поизносилась и требует ремонта. Если у вас масло находится в таком состоянии, скорее всего вы уже жалуетесь на некорректную работу трансмиссии.

И еще дело в том, что АКПП имеет свой масляный фильтр, который в себе эти продукты износа задерживает, но когда этот фильтр забьется, начнется масляное голодание коробки. Со всеми этими проблемами вкупе, мало не покажется никому, — ни вашей коробке, ни вашему кошельку.

Какие виды трансмиссионных масел бывают

Разновидность смазки подбирают в зависимости от типа трансмиссии в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя автомобиля. Например, в некоторых переднеприводных авто рекомендовано использовать моторное масло для КП. В автоматические коробки заливается специальная жидкость – ATF. Ряд легковых и грузовых авто с разными типами привода требуют специального трансмиссионного масла.

Но и здесь техжидкости различаются в зависимости от температуры, вязкости, набора присадок.

Выделяются три разновидности:

  • Минеральное – недорогой и доступный вариант. Обладает хорошей вязкостью, стойкостью к окислению. Справится с защитой от износа и предотвращении загрязнений. Однако загустевает при низких температурах, создавая нагрузку на мотор.
  • Синтетическое – наиболее дорогостоящий вариант, отлично справляется с работой при низких температурах, не теряя качеств.
  • Полусинтетическое – минеральное с присадками. Подходит большинству моделей, соединяя характеристики синтетического и минерального масел.

Выбор осуществляется исходя из двух критериев: удельные нагрузки и скольжение.

Теряются смазочные свойства, детали, находящиеся в трении, подвергаются перегреву, образованию нагара. Это приводит к сбоям в работе. В итоге трансмиссия выходит из строя.

Что значит маркировка

Трансмиссионные масла разделяются по вязкости – SAE и условиям эксплуатации автомобиля – API.

По вязкости разделяются на летние, зимние и всесезонные. W обозначает допустимость использования в зимний период. SAE 70w – при температуре от -55, 75w – от -40, 80w – от -26, 85w – от минус 12. Летние – 90, 140, 250. Всесезонные – 75w-90, 75w-140, 80w-90 и 85w-140.

По API делятся на классы, обозначаемые как GLили русский аналог – ТМ.

GL-1 – минеральная основа без присадок, используется в механических коробках переключения передач без синхронизаторов. Как правило, предназначено грузовым машинам.

GL-2 – состав с присадками, снижающими трение, для работы на низких скоростях.

GL-3 –содержит присадки, снижающие износ, применяется для грузовых авто, работающих в условиях тяжелых и средних нагрузок.

GL-4 – содержит высокий процент присадок, использующийся в коробках переключения передач разного типа.

Масло для МКПП

При поиске смазочного материала для МКПП необходимо руководствоваться рекомендациями изготовителя автомобиля. Если не представляется возможным узнать название, для легковых авто рекомендуетсяGL-4. Присадки, используемые в GL-5, обладают высокими противозадирными свойствами, что исключает их применение в КПП с синхронизаторами.

Коробка с гипоидной передачей и ведущий мост предполагает применениеGL-5.GL-4, залитый в эти механизмы, вызывает шум и течь сальников.

При выборе важнейшим являются вязкость, назначение, характеристики присадок, нежели вид– минеральное, синтетическое или полусинтетическое.

Считается, что оптимальным является всесезонный состав SAE 80w-90.

GL-5 – также имеет повышенный уровень содержания присадок, используется в механизмах, подверженных тяжелым нагрузкам.

GL-6 – предназначается для мощных моторов и гипоидных передач.

Распространены два типа – GL-4 и GL-5.

Про фильтра

Некоторые заметили, что я выделил слово фильтра в абзаце сверху. Зачем? Хочу заострить ваше внимание, именно на них. Это еще один жизненно необходимый элементы (а точнее элементы) в системе коробки передач. Бывает как два, так и один, так называемые — грубой отчистки и тонкой отчистки.

Тонкой отчистки – это обычный бумажный фильтр, чем то схожий с автомобильным для масла.

Грубой отчистки – это металлический, обычно в плоско корпусе.

Ради справедливости хочу отметить еще раз – бывает и один в «металле», там все совмещено и «грубый» и «тонкий».

Нужны они для того чтобы улавливать – стружку, грязь, пригар, и т.д. образующиеся во время работы, от этого никуда не уйти.

То есть подводим итог – масло (жидкость) отчищается и охлаждается в процессе работы, это важно понимать.

Что происходит при критическом пробеге?

Какой предел этого пробега? Да у всех производителей по-разному, например у некоторых 60 тысяч километров, у других 70 – 80 000, а третьи вообще рекомендуют при 50 000 менять. Это обосновано строением автомата и его конструктивными особенностями, например один фильтр вместо двух.

Ну да ладно – что происходит то? Конечно, в АКПП нет таких высоких температур как в двигателе, однако износ присутствует и здесь. Самой губительной для автоматической коробки передач является стружка, которая оседает на дне. Все потому что там есть специальные магниты. Однако при определенном моменте, магнит уже не может накапливать металлические элементы, и они начинают свободно перемещаться (если хотите «летать») вместе с маслом, оседая здесь и там.

В первую очередь они забивают каналы охлаждения, которые так необходимы для полноценной работы. Во вторую очередь забивают фильтра, ведь они честно борются с этими негативными элементами. И чем больше у вас пробег — тем больше происходит забивание, износ вашего агрегата изнутри. Думаю это тоже понятно.

Теперь поговорим о трех способах замены масла в автомате, два из них могут быть фатальными, и только один из них правильный.

Способ первый или заменить масло не сливая

Этим способом сейчас пользуются большое количество станций, дилерских, «кустарных – гаражных» не важно. Напомню что в рядовой АКПП, жидкости примерно 8 – 10 литров, опять же все зависит от производителя и особенностей.

Суть проста – на дне автомата, почти никогда нет «отверстий – пробок» для слива масла, они располагаются либо сбоку, либо сверху. Полностью вы слить масло не можете! Если открутите боковое отверстие – сольется в лучшем случаи половина, и то не всегда. Поэтому масло выкачивают до середины (сбоку или сверху), то есть примерно 4 – 5 литров, оставляя половину старого.

Далее добавляется столько же нового, все это дело перемешивают со старым. После вас либо отпускают кататься еще километров 500 – 1000, либо вы просто включаете передачу, перемешивая масло прямо на подъемнике. Затем опять сливают масло, эти же 4 – 5 литров и опять добавляют новое.

Таким образом, меняется почти 80 – 90% жидкости, но часть все же остается растворенной.

А ТЕПЕРЬ ПРАВДА – ну слили мы масло, залили новое, да сама жидкость тоже изнашивается, и пригорает (становится темной), но это только полдела! Ведь, по сути стружка осталась на дне (на магните) фильтра не поменялись (то есть могут быть забитыми), да и радиатор тоже не пойми в каком состоянии!

Единственным плюсом можно отметить – что весь этот осадок со дна коробки не поднят, то есть мы сливаем масло, не тревожа его! Ну держит его магнит и хорошо, даже честь убираем со старой жидкостью. Но это НЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ!

Вреден ли повышенный или пониженный уровень масла в АКПП?

Несомненно, и перелив и недолив ATF крайне вредны для автоматической трансмиссии: косвенно на это намекают риски min и max на щупе коробки. Попробуем раскрыть смысл проблемы ниже.

Недолив – при нехватке масла в поддоне АКПП, масляный насос захватывает вместе с маслом воздух, создавая воздушно-масляный коктейль, а проще говоря, эмульсию, которая, имея в своём «арсенале» очень низкую теплоёмкость, ещё и становится легко сжимаемой, т.е. теряет свои основные рабочие свойства. Давление в агрегате критически падает, масло выдавливается из пятна контакта, снижая смазывание узлов коробки передач. Как следствие начинается перегрев АКПП, ведущий к разрушению основных узлов автоматической коробки.

Перелив – высокий уровень масла в автомате, как ни странно, ведёт практически к тем же последствиям, что и нехватка АТФ. Различие состоит лишь в том, что масло вспенивается вращающимися частями АКПП и происходит это не на холостых оборотах, как в случае с низким уровнем, а на высоких скоростях. Вспененное масло (ATF), увеличивается в объёме, ему уже не хватает места в корпусе автоматической коробки передач и оно начинает выплёскиваться через систему вентиляции АКПП (через сапун). Когда часть масла останется под машиной, его реальный уровень, разумеется, понижается. Как итог: повторение истории про низкий уровень, про него – чуть выше.

На практике, вспенивание масла (ATF) возможно и при нормальном уровне, причиной тому может быть подсос воздуха по корпусу трансмиссионного фильтра, который может иметь дефект (трещины) или не до конца одет на приёмную трубку АКПП. На некоторых моделях, Dodge RAM, например, от вибрации может открутиться болт крепления фильтра – как следствие – его перекос и появление щели для доступа воздуха.

А чем плох перегрев АКПП?

А все тем же: вспениванием ATF, которая при перегреве коробки работает в температурном режиме, на который не рассчитана.

Основные причины перегрева АКПП таковы:

  1. Забитые соты радиатора охлаждения АКПП снаружи, мусор/пыль/грязь: вентилятор не может протянуть сквозь радиатор необходимое количество воздуха для охлаждения. Рекомендуется регулярный осмотр АКПП и чистка, при необходимости, вместе с радиаторами кондиционера и двигателя.
  2. Забитый изнутри радиатор охлаждения АКПП изнутри – как правило, продуктами износа трансмиссии. Промывка радиатора АКПП рекомендуется при каждой замене масла в агрегате.
  3. Тяжелые условия эксплуатации – очень активная езда, буксирование прицепа, буксование в грязи/снегу и т.п.

Если предполагаются частые нагрузки на трансмиссию, «Вита-Моторс» рекомендует устанавливать дополнительный радиатор охлаждения АКПП. Его размер и наличие индивидуального вентилятора зависит от поставленной задачи – мастера «Вита-Моторс» помогут с выбором. Вариант полезного тюнинга – установка поддона АКПП увеличенного объема с дополнительными ребрами охлаждения.

Как определить объём и тип (марку) масла используемого в автоматической трансмиссии?

Ничего сложного в поиске этой информации нет, достаточно заглянуть в инструкцию по эксплуатации автомобиля. Если таковой не имеется (поищите на нашем сайте: мы публикуем оригинальные инструкции по эксплуатации: Tahoe, TrailBlazer, Chevrolet Express, Dodge Caravan, Cadillac SRX), тип масла (спецификация) практически всегда указан на щупе автоматической коробки передач. Объём масла, заменяемого при его стандартной (частичной) замене почти для всех американцев находится в пределах от 4 до 6 литров, что редко превышает 40-50% от общего объёма АТФ в АКПП. Почему? Всё просто – при обычной замене демонтируется только поддон для замены фильтра, при этом основная часть масла остаётся в каналах системы управления (в плите) и, разумеется, в гидротрансформаторе (лишь некоторые модели, например Ford Mustang 95 года, имеют сливную пробку гидротрансформатора).

Полная или частичная замена масла?

В принципе, частичная замена ATF считается допустимой, но до определённого момента: как правило, до пробега 100 тысяч миль. Продукты износа и масляные шлаки постепенно накапливаются в трансмиссии, мешая нормальному функционированию агрегата. Забиваются каналы управления, передачи включаются рывками (заедают соленоиды), увеличиваются нагрузки на планетарный механизм, тормозные ленты и т.д. Гидротрансформатор, работая по принципу центрифуги, тоже является накопителем «хлама»! Потому все специалисты, обслуживающие и занимающиеся ремонтом автоматических коробок передач, в том числе и мастера СТО «Вита-Моторс», рекомендуют периодически проводить процедуру полной замены ATF в АКПП с промывкой АКППна специализированном стенде. Эта процедура необходима, если масло в АКПП давно не менялось, имеет коричневый цвет, пахнет горелым и т.д.

Попробую наглядно объяснить, в чем преимущество полной замены масла АКПП на стенде. Эксперимент крайне прост: возьмите чашку чая, выпейте примерно половину, а оставшееся дополните кипятком. В быту такой эксперимент приведет к получению чашки слабого чая. В случае АКПП – кипяток – это свежая ATF, а остатки старого чая – старое горелое масло, оставшееся в узлах АКПП.

На практике выясняется, что даже три последовательных неполных замены ATF не могут полностью очистить АКПП.

Полная замена масла в АКПП на стенде выглядит примитивно и просто – выливаем чай, споласкиваем чашку и наливаем воду! Только, как вы сами понимаете, переливание воды/чая из чашки в чашку и вывешивание машины на подъемнике, снятие/установка поддона, откачивание масла и выставление уровня – процессы совершенно разные. Не только по описанию, заметьте, но и по трудоёмкости. Потому наверняка лучше один раз провести полную процедуру замены, чем раз в месяц посещать сервис для повторных процедур штатных замен. Кстати не забывайте, что движение автомобиля с автоматической коробкой передач, на не соответствующем нормативам масле, критически снижает срок эксплуатации АКПП!

Многие автолюбители задумываются – а поможет ли полная замена масла при запахе горелого?

Горелое масло имеет непривычную нам структуру, и напоминающую пескоструй, только в более густой форме. Фрикционы, утратившие свои прокладки, успешно пользуются данной загустевшей массой и продолжают сцепку между собой благодаря образовавшимся кристаллам. При этом они сравнимы с рабами – умирающие от боли и ожогов, но продолжающие свой путь.

Заливая в АКПП новое масло, вы думаете о том, что облегчите её работу, однако, всё происходит совершенно наоборот – вы лишаете возможности фрикционы цепляться друг за друга, что непосредственно приведёт к остановке их работы. Также следует учесть и тот фактор, что горевшее масло изрядно износило систему, и залитое новое и дорогое, найдёт свой выход. Это все от того, что фрикционная пыль в масле, которая была до этого в коробке, поспособствовала образованию трещин и щелей.

Существует также ещё один негативный момент при обычной замене трансмиссионного масла – новое масло будет более жидким и послужит размягчению оставшихся бумажных накладок на фрикционах. Также оно послужит смыванию грязи оставшейся в радиаторе либо теплообменнике, что поспособствует загрязнению плунжеров и соленоидов.

Если говорить более доступным языком – простая замена горелого масла на новое никак не решит проблему, а порой может даже усугубить и так не простое положение. В подобных случаях специалисты рекомендуют единственный возможный вариант – снять поддон и осмотреть установленные на нем магниты.

При своевременном обращении к специалисту по ремонту понадобятся замена расходников и непосредственно самих фрикционов. Так что здесь немаловажным фактором будет являться – как долго вы оттягивали ремонт.

Как же часто нужна замена масла?

Каждый изготовитель предлагает свои рекомендации на счет замены масла. У каждой коробки передач существует свой срок замены масел, но при современном разнообразном количестве трансмиссий не стоит полностью доверять технической документации, которая может печататься по одному шаблону.

Сейчас лучшими считаются так называемые – несменяемые или синтетические масла. Их основное преимущество перед предыдущим поколением (полусинтетические и минеральные) – они не столь восприимчивы к высоким температурам. Однако, износ фрикционов просто неизбежен, что способствует попаданию в масло отдельных частиц.

Фрикционы внутри коробки могут прослужить долго и быть работоспособными даже после 300 000 км но, только если они всегда функционировали при достаточном давлении масла.

Основной фрикцион, который влияет на срок до первого капремонта это, как правило, фрикцион муфты гидротрансформатора. Однако с включением возможности управляемого проскальзывания муфты ГДТ его продолжительность службы значительно уменьшится, если педалью газа будут при каждой возможности заставлять компьютер АКПП активировать данный режим.

Вывод: масло необходимо заменять не согласно каким-то специальным нормам, а в зависимости от степени его загрязнения. Кроме того, чем выше «возраст» фрикционов, тем чаще советуется проверять и заменять масло ATF.

Что делать, когда масло уже имеет жженный запах?

Если повезет, то (также если бы Вы пришли к врачу на очень ранней стадии заболевания) нужно будет только сменить все фрикционы сгоревшего пакета сцепления, сделать ремонт гидротрансформатора (бублика), пробрести ремкомплект прокладок и сальников, очистить все что можно прочистить, в том числе и сам радиатор. Хорошо если специалист имеет хитрые приспособления, который помогут хорошо прочистить радиатор как изнутри, так и снаружи. В некоторых случаях будет уместно заменить теплообменник/радиатор (зависимо от ситуации) или поставить дополнительно еще один.

Коробка в очень запущенном состоянии так изнашивается, что за ее починку может взяться только тот специалист, который привык постоянно таскать «своих домашних питомцев» на капельницы, не учитывая размер финансовых расходов и результат каждой попытки. Самый лучший вариант в данной ситуации — выбросить такую коробку и найти ей хотя бы Б/У на замену.

Когда «летят» слабые места у АКПП – это еще не самое страшное. Если рассмотреть на примере замены в ZF 5HP18 горелого масла (с расходниками) и барабана F (здесь даже стоит заметить, что автомобилистам особенно понравится насос, потому что обычно он остается практически неповрежденный), то в этом случае можно оставаться спокойным. Потому что все остальные детали вполне способны прослужить еще какое-то время и не поспособствуют стать на следующий капремонт.

А если поставить уже использованный автомат, стоить заметить, что это будет крайне рискованное решение. Хотя если в радиусе 500 километров нет никаких сервисов, которые занимаются ремонтом АКПП, тогда Б/У автоматическая коробка переключения передач будет лучшим вариантом. Но как только появится возможность, сразу же нужно поставить новую коробку и быть уверенным в собственной безопасности.

Если у вас не получилось вовремя поменять масло и вы уже точно знаете, что масло стало грязным, да еще ощущается запах горелого – Вам нужно как можно быстрее отдать свою машину на технический осмотр автоспециалисту, чтобы сохранить в целостности ресурс коробки переключения передач.

Как вариант, можно разобрать коробку самому. Стоит заметить, что очень много 4-х ступок ремонтируются не создавая больших сложностей просто в собственном гараже, а в виде помощника можно использовать интернет. Если сильно постараться, то любой автомобилист сможет отремонтировать коробку.

Следите за своим автомобилем, будьте бдительными, не забывайте вовремя менять масло, и следить за общим состоянием АКПП, тогда транспортное средство прослужит вам долго.

Цвет и вязкость

В первую очередь оценивают состояние масла по прозрачности, запаху и цвету, а также по текучести. Важно проверить, как капля масла стекает со щупа. Если смазка уходит, не задерживаясь, подобно воде, это должно насторожить. Нормальное поведение другое. Капля должна замереть, собраться, продержаться около 5-7 секунд и далее уже упасть вниз. Это значит, что вязкость остается в норме.

Масло должно не быть полностью черным, а иметь светлый желтовато-коричневый цвет. Чем светлее и однороднее будет это пятно, тем лучше состояние моторного масла.

Чернота масла свидетельствует о высокой загрязненности мотора продуктами сгорания топлива. Смазывающая жидкость вымывает эти отложения и носит в себе в виде мелкодисперсной взвеси. Кроме того, масло чернеет и при перегреве мотора в пробках. Пережженное масло пахнет гарью, и это тревожный знак. Значит, двигатель испытывает локальные температурные нагрузки. Возможно, система охлаждения имеет воздушные пробки или вышел из строя термостат. Необходимо найти причину недостаточного охлаждения, произвести ремонт и залить новый антифриз.

Осадок в масле

Пережженное масло выделяет из себя осадок. Его следы обязательно должны быть в капле. После того как она растечется по бумаге, в сердцевине остаются микроскопические крошки. Если хлопья единичные, то это не страшно. Гораздо хуже, когда на бумаге остается плотное пятно грязи, окруженное смазывающей жидкостью. В этом случае масло полностью потеряло свою консистенцию и уже не может выполнять работу. Оно плохо защищает трущиеся поверхности, ресурс мотора снижается, наблюдается выработка рабочих пар трения.

Опытный глаз мастера может определить среди хлопьев осадка мелкие частички металла, которые расходятся в масляном пятне на бумаге вторым кругом. По их количеству определяется выработка в цилиндрах. В этом случае тянуть с заменой масла нельзя. Лучше сразу отправляться в мастерскую.

При этом не стоит ждать истечения рекомендованного производителем пробега.

Вспенивание: в чём проблема?

Формирование пузырьков воздуха может привести к различным негативным последствиям:

  • Понижение вязкости смазочного состава;
  • Медленный отвод тепловой энергии, из-за чего детали и узлы автомобиля не будут в должной мере смазываться. Масло в системе движется по специальным каналам малого диаметра, и для смазки двигателя в них должно поддерживаться высокое давление;
  • Отсутствие должного охлаждения деталей силового агрегата, приводящее к его перегреву;
  • Увеличивается трение между деталями мотора, что приводит к их быстрому изнашиванию. В самых запущенных случаях это может привести к гидравлическому удару и капитальному ремонту двигателя.

Эмульсия в двигателе вредит всем его частям

Моторное масло может пениться по нескольким причинам:

  • Проникновение в смазочную систему транспорта тосола по причине повреждения прокладки между блоком цилиндров и его головкой;
  • Попадание в смазку воды, что приводит к изменению её химического состава и образованию масляной эмульсии;
  • Несовместимость смазочных составов. При смене масла полностью слить старое невозможно, из-за чего оно может смешаться с новым.

Разгерметизация системы охлаждения

Причиной появления пены в этом случае становится смешивание масла и антифриза. В большинстве случаев это происходит из-за дефектов прокладки, расположенной под крышкой блока цилиндров. Антифриз может смешаться с моторным маслом в случае наличия в деталях дефектов. Трещины в них образуются из-за усталости металла или длительного воздействия высоких температур.

Найти зону протечку охлаждающей жидкости не всегда удаётся

Утечка антифриза диагностируется просто: достаточно оценить дым из выхлопной трубы. Для этого мотор работает в холостом режиме 10–15 минут, после чего выхлопная труба прикрывается белым листом бумаги. Лист тщательно высушивается и проверяется на наличие пятен бензина или масла. Говорить о нарушении герметизации можно в случае, если на сухой бумаге нет никаких следов. Устранить это можно только обращением в сервисный центр, поскольку самостоятельно найти утечку антифриза практически невозможно.

Цвет дыма из выхлопной может являться диагностическим признаком

Разные моторные масла

Пенообразование характерно для смешивания двух масел, отличающихся по составу и свойствам. В основном причиной этого становится смешивание синтетики и минерального масла. Происходит это из-за разницы в структуре двух типов смазочных жидкостей: по своим свойствам минеральные масла уступают синтетическим, которые образуются в результате реакций каталитического синтеза и структура коих включает молекулы одного размера, расположенные на одном расстоянии друг от друга. Смешивание двух разных видов смазки приводит к образованию осадка, который, циркулируя в двигателе, формирует пузырьки воздуха. Устраняется пенообразование единственным способом — использованием моторного масла одного типа и желательно одной марки.

Разница в структуре синтетических и минеральных масел

Конденсат

При попадании в двигатель или его детали воды последняя смешивается с маслом, образуя масляную эмульсию. Она не оказывает отрицательного воздействия и не является причиной неисправностей, но говорит о низкокачественном масле. Чаще всего эмульсия образуется в зимнее время года: плохо прогретый автомобиль приводит к оседанию конденсата на двигателе. Устранить образование влаги просто: необходимо тщательно прогревать машину перед каждой поездкой в холодное время года.

Образование конденсата на двигателе автомобиля не является опасным для него явлением

Изменение консистенции

Загустение моторного масла — самая опасная проблема. Консистенция смазочного материала может походить на сгущёнку, солидол или даже пластилин, последние приводят к негативным последствиям для автомобиля:

  • Плохо заводится двигатель автомобиля, перестаёт реагировать на нажатие педали акселератора. При этом на приборной панели постоянно горит индикатор давления;
  • Шатуны мотора могут оторваться от поршней и пробить стенку блока цилиндров, что выводит из строя весь двигатель.

Изменение консистенции моторного масла крайне опасно для двигателя

Точных причин изменения консистенции масла не выявлено, однако существует несколько основных предположений:

  • Смешивание моторного масла с водой или охлаждающей жидкостью, что приводит к Shell-эффекту. Назван он так потому, что эксперты именно этой компании обнаружили в 40-х годах наличие в загустевшем масле следов антифриза и воды. Стоит сразу отметить, что изменять консистенцию будут далеко не все масла даже в аналогичных условиях, однако наличие воды и антифриза в составе является возможной причиной загустения смазочного материала;
  • Низкокачественное топливо. Согласно теории, продукты сгорания такого бензина могут смешиваться с маслом, вступая в реакцию с присадками, что и становится причиной загустения. Стоит сразу отметить, что данная причина — одна из самых сомнительных и до сих пор находится под вопросом. Некачественное топливо вряд ли может сильно воздействовать на масло: в картер оно попадает в минимальных количествах и находится там недолго, так как температура испарения бензина ниже, чем масла. Помимо этого смешивание топлива и масла приводит к снижению вязкости последнего, а не к её увеличению. Кроме того, изменение консистенции смазки выводит из строя и дизельные двигатели;
  • Человеческий фактор. Часто встречающаяся причина, связанная с заливкой смазки низкого качества или состава, который не имеет никакого отношения к маслу.

Качество масла в моторе и проверка состояния смазки

Необходимость выполнения такой проверки может возникнуть по разным причинам. В первую очередь, никто не может быть застрахованным от покупки поддельного товара.

Говоря другими словами, владелец автомобиля может сомневаться в качестве моторного масла. Кроме того, проверка должна иметь место при осуществлении перехода с одного типа масла на другой, который раньше не заливался в этот тип мотора.

Еще одним моментом, для которого следует проводить проверку качества, становится определение состояния, и какое количество времени осталось до его замены.

Источники


  • http://KrutiMotor.ru/tsvet-masla-akpp/
  • https://avtorazborka77.ru/rulevoe-upravlenie/tsvet-masla-v-akpp-kakim-dolzhno-byt-maslo-v-avtomate.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5d68d6ea05fd9800ad701a63/sostoianie-masla-v-akpp-kak-opredelit-samostoiatelno-5dc50754fe289100b1a3e49d
  • https://mirmasel27.ru/nashi-novosti/kak-vybrat-transmissionnoe-maslo/
  • http://avto-blogger.ru/trans/kak-zamenit-maslo-v-korobke-avtomat-ili-variator.html
  • https://www.vita-motors.ru/articles/likbez-po-ekspluatatsii-avtomaticheskikh-transmissiy-pervaya-chast-polnaya-i-chastichnaya-zamena-atf.html
  • http://www.2trans.ru/help/neispravnosti-akpp-iz-za-gorelogo-masla.html
  • https://aif.ru/auto/support/po_kakim_priznakam_opredelyayut_chto_pora_menyat_maslo_v_mashine
  • https://carnovato.ru/izmenenie-konsistencii-i-cveta-motornogo-masla-prichiny-i-sposoby-ustraneniya-posledstvij/
  • https://dixnews.ru/sovety-pri-proverke-urovnja-i-cveta-masla-v-dvigatele/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт автомобиля, решение проблем с авто