Гидроудар двигателя: что это такое?

Что такое гидроудар, и как он возникает?

Гидравлический удар двигателя – это резкое попадание большого количества воды в цилиндры движка, в результате которого в камерах сгорания стремительно вырастает давление, резко прерывается рабочий цикл и происходит обрушение механически подвижных деталей.

Если машина резко влетает в глубокую лужу, вода, которая имеет невысокий порог сжатия, под большим давлением заливается в двигатель, захлестывает камеру сгорания и бьет по поршню, выполняющему внутри цилиндра ДВС стремительное сжатие горючей смеси со скоростью до 6000 оборотов. Врезаясь в воду, как в каменную стену, поршень ломается, гнутся шатуны и штоки, обрываются шпильки головки цилиндров, рвутся прокладки ГБЦ и ремень ГРМ, деформируется коленвал. Мотор полностью разрушен, и восстановлению не подлежит.

Иногда гидроудар может возникнуть из-за пробоев в системе охлаждения, прогорания прокладок ГБЦ, неисправностей карбюратора или инжекторов: тогда в камеру сгорания начинает заливаться охлаждающая жидкость, либо слишком много топлива, что обязательно приведет к гидроудару.

Причины возникновения

  • Преодоление глубоких луж — фееричный фонтан брызг из-под колес может обернуться в серьезную поломку;
  • Езда по водным преградам — вне зависимости от автомобиля большинство водителей решает испытать силы своих машин и пускаются бороздить водоемы и реки по мелководью;
  • Некорректное функционирование двигателя может стать причиной проникновения воды в силовой агрегат даже в сухой солнечный день. При наличии трещин и деформаций прокладок, хладагент в любой момент может оказаться на двигателе.

Все эти причины имеют один общий момент — создание избыточного давления из-за беспрепятственного проникновения воды в цилиндры.

Как определить, что произошел гидроудар?

При гидроударе машина содрогается всем корпусом так, что вы почувствуете ее телом, сидя в салоне, после чего ДВС немедленно глохнет. Но надежда остается: возможно, водой просто залило датчик положения коленвала. Дайте ему просохнуть и осторожно попробуйте завести машину. Если двигатель запустится – все нормально, можно ехать дальше.

  • Влажный воздушный фильтр – нехороший симптом, но не критичный.
  • Капли воды на свечах зажигания – тоже еще не трагедия: двигатель «хлебнул» воды, но основные его узлы могут остаться целыми.
  • Если двигатель заглох на холостых оборотах (машина влетела в лужу по инерции) – значит, в двигатель попало немного жидкости, но, скорее всего, критических повреждений не будет.

Важно! Даже при этих спорных признаках следует как можно быстрее доставить машину на диагностику и проверить состояние мотора.

Первый же и достаточно опасный симптом гидроудара – вода, стоящая в корпусе. Как минимум его надо разбирать и сливать воду, иначе она смешается с моторным маслом в эмульсию и обеспечит опасные масляные отложения.

Если же вы влетели в лужу на большой скорости, а мотор работал на высоких оборотах, и вода накрыла движок, после чего машина сильно завибрировала и заглохла – вероятность гидроудара почти 100%-ная. Это значит, что вода попала в камеру сгорания и вывела из строя блок цилиндров.

Дополнительные признаки гидроудара:

  • воздушный фильтр залит водой и деформирован;
  • в цилиндрах – ступенчатый слой нагара (сверху почти стерт, снизу – блестящие следы);
  • поршень в цилиндре опускается ниже стандартного уровня и имеет сильный слой нагара;
  • на вкладышах видны блестящие полосы износа;
  • коленвал нельзя прокрутить вручную, а из гнезд свечей зажигания вытекает вода.

В этой ситуации нельзя заводить мотор – могут начать разрушаться другие механические узлы автомобиля. Необходима эвакуация на СТО.

Причины гидроудара двигателя

Влага проникает через моторный отсек в воздуховод (например, при переезде речки вброд или прохождении глубокой лужи на скорости). Попадание через горючее невозможно — топливная система оснащена несколькими ступенями фильтрации. Форсунки тоже препятствуют появлению H2O в цилиндрах.

Что значит гидроудар движка для спортивных авто? Чаще рассматриваемой неисправности подвержены именно такие “тачки” и их аналоги. Дело в том, что элемент нулевого сопротивления обладает высокой пропускной способностью (не способен задержать мелкие фракции H2O, поэтому рекомендуют дополнительно использовать специальное масло-блокатор). Также воздуховоды на “спорткарах”, как правило, монтируют низко. Общий вывод — при езде избегайте глубоких луж.

Симптомы гидравлического удара

Когда части силового агрегата сталкиваются с H2O, запчасти разрушаются или деформируются (уменьшаются в длине). Как узнать, был ли гидроудар в двигателе? О наличии неприятности сигнализируют:

  • H2O в коллекторе впуска;
  • искривленная гофра воздушного фильтра;
  • толстый или неравномерный слой нагара (после гидроудара двигатель работает, но на головке “копоти” больше, чем в других местах — машина нуждается в ремонте);
  • деформированный шатун;
  • вкладыши коленвала затерты по краям.

Как происходит гидроудар двигателя?

Наносимый урон зависит от соотношения объема жидкости и емкости камеры сгорания. Если первой немного, “нокаут” проходит незаметно для ДВС (при этом узел все равно страдает). В этом случае неприятности могут настигнуть вас в неожиданный момент — ТС просто встанет.

Как определить, был ли удар двигателя?

В описанном выше случае вы, скорее всего, эвакуируете неисправное авто в автосервис. Там специалисты вскроют “сердце” авто и обнаружат покореженную/застрявшую запчасть, “убитый” цилиндр, пробой блока и пр.

Как выглядят детали двигателя после гидроудара?

Исследование запчастей узла позволит определить, что стало причиной неисправности. Поломка подтвердится, если обнаружены следующие факторы:

  • Если воды было мало и авто сразу не заглохло, определить проблему сразу практически невозможно. В этой ситуации проверяют фильтр. Бумажный элемент будет деформирован, а гофра искривлена. При синтетическом варианте следы высохших капель ищут на дроссельной заслонке и стенках воздуховодов.
  • На стенке, выше участка остановки верхней части движущейся детали в позиции ВМТ, присутствует двойная кайма нагара.
  • Один шатун вышел из строя — проверяют остальные. При взгляде на детали в плоскости качания “волнистая” геометрия (искривление — верный признак гидроудара двигателя).
  • Заметный перекос осей, при котором на шатунной “юбке” просматривается овальное пятно контакта и с обратной стороны такая же “отметина” находится выше кольца. При этом зона огневого пояса имеет заметный слой “копоти”, который с противоположной стороны отсутствует.
  • Неровная кромка “копоти” в верхней части цилиндра (характерный блеск внизу — свидетельство гидроудара на бензиновом двигателе).
  • На вкладышах по краям появляются блестящие полоски — след от диагонального износа.
  • “Мертвое” надпоршневое пространство увеличено. Нагар на головке темнее остального налета.

Последствия гидроудара двигателя

Гидроудар может приводить к самым разным последствиям. Если вода попала в двигатель, когда тот работал в холостом режиме, то все может обойтись. Двигатель просто заглохнет и не успеет нанести себе каких-либо повреждений.

Но, в большинстве случаев гидроудар случается, когда машина на ходу и в таких случаях последствия более серьезные. Обычно все заканчивается погнутыми шатунами, повреждениями колец, вкладышей или коленчатого вала.

Шатуны после гидроудара

Наиболее серьезные последствия возникают у владельцев автомобилей с дизельным двигателем, поскольку здесь и камеры сгорания намного меньше, и снимаемых свечей нет, и сам двигатель более мощный, а отсюда — более серьезные повреждения.

Также стоит упомянуть тот факт, что вода приводит к коррозии металла, поэтому после гидроудара не стоит затягивать с ремонтом. Иначе без своевременной просушки двигателя может понадобиться дополнительная расточка цилиндров.

Что делать с автомобилем в случае попадания воды в салон и гидроудара?

Автомобилю не нанесет сильного ущерба обыкновенный дождь – нет такой машины, которая ни разу не попадала под него. На мойке вода воздействует на автомобиль с еще большим давлением, но, несмотря на это, автомобиль в целости и сохранности покидает ее. Разумеется, не следует нарушать общепринятых правил и ездить в ливень с открытым люком или багажником. Влаги не переносят электронные блоки, которые располагаются под обшивкой интерьера машины. В салоне должно быть идеально сухо. Поэтому повредить электронику способен даже забитый дренаж, по причине которого жидкость накапливается внизу под ковром.

Если электронная часть «промокла», то отремонтировать ее будет сложно, и стоить это «удовольствие» будет дорого. Блок можно заменить только в сборе, так как неоригинальных не существует; авторазборка тоже навряд ли вам поможет, так как деталь может не подойти.

Считать, что после того, как автомобиль будет просушен, и все его функции будут работать благополучно, ошибочно. Жидкость уже нанесла вред отдельным его частям, и вы можете даже не знать, каким. В автомобиле запустился негативный процесс, и когда всплывет поломка – неизвестно. Последствия способны дать о себе знать в любой момент: во время движения или на стоянке, а временные рамки не ограничиваются месяцами и, даже, годами. Поэтому, когда закончатся нештатные приемы водных процедур, необходимо принять кардинальные меры.

Если жидкость попадет в двигатель, то он сразу даст об этом знать. Вода не имеет свойства сжиматься, поэтому, при попадании в камеру сгорания, последует гидроудар. Он всегда несет разрушительные последствия. Если двигатель поврежден, крайне не рекомендуется восстанавливать его – дешевле и продуктивнее будет приобрести новый. Следовательно, всегда, когда на пути встречается глубокая лужа или водоем, лишний раз подумайте, как вам стоит поступить.

Гидроудар и страховые выплаты по ОСАГО и КАСКО

Не стоит также думать о том, что ваша машина будет застрахована в случае чего. По полису ОСАГО денежную компенсацию будут выплачивать только автовладельцу, который попал в аварию по вашей вине. На КАСКО тоже не стоит рассчитывать, так как каждая страховая компания имеет, как правило, свои условия договора. Ввиду этого, если вода попала в ваш автомобиль и сильно повредила ее детали, то, скорее всего, это примут за вашу халатность в отношении собственной машины.

Если случилось стихийное бедствие, к примеру, выпало огромное количество осадков, которые стали «не по силам» вашему автомобилю, то также не следует рассчитывать на выплату материального ущерба – подобные случае фиксируются как исключение из страхового покрытия. Поэтому, если синоптики говорят, что в ближайшее время вам лучше не выезжать из квартала, или же, вы сами видите, что за оком происходят некие аномальные погодные явления, не рискуйте. К тому же, страховщики, скорее всего, будут считать вас виноватыми в том, что произошло, ибо вы сами форсировали затопленную проезжую часть.

Большинство аналогичных случаев, которые связанны со страхованием автомобиля, заканчиваются судом. Если вы не сознательно двигались по затопленной проезжей части, а случайно попали в зону стихийного бедствия, то у вас есть шанс решить возникшую проблему – практика показывает, что суд часто оказывается на стороне автовладельца в этой ситуации.

Случается так, что автомобиль затапливает, когда он пребывает на стоянке. В случае подземной парковки, дренаж которой не осилил потоков воды, возмещение ущерба необходимо требовать у ее владельца. К сожалению, скорее всего, оператор или владелец парковки предоставит вам и суду правила оказания услуг, которые утверждают что он (владелец стоянки) не несет ответственности за данное происшествие.

У вас появляется шанс на успех, если ваш автомобиль оказался в зоне утопления, стоя на улице на месте. Следует отстаивать версию, что содержание линевых стоков устарело. Однако, если ваш автомобиль находился, к примеру, возле дома, и его затопило, то, скорее всего, выплату вам, все–таки, не воспроизведут. Другое дело, если затопления случаются регулярно, и в специальные службы поступают постоянные жалобы.

Ремонт после гидроудара

Последствия данной поломки могут стоить владельцу капитального ремонта силового агрегата. Особенно, уязвимы пальцы, шатуны и поршни. Самой частой поломкой при гидроударе является разрыв моторного блока. К сожалению, помимо сложности, ремонт будет еще и недешевым.

Самостоятельно произвести подобный ремонт невозможно. Помимо возможной замены некоторых частей двигателя, есть вероятность доплаты за сложность работ. Порой гидроудар происходит на полном ходу, когда обороты высоки. Как следствие, поршень не справляется в возросшим давлением и пробивает стенку цилиндра. Еще вариант — заклинивание поршня. В таких ситуациях замене подлежит сам двигатель.

Если же поломка произошла во время запуска мотора или на первой передаче, есть шанс обойтись малой кровью. Как вариант, может произойти изгиб шатуна, что приведет к постоянному задеванию поршнем узлов коленвала. Такая нагрузка закончится их выходом из строя. Также одним из часто встречающихся последствий является раскол цилиндра. В таком случае потребуется расточка цилиндра или его замена.

Владельцам дизельных движков нужно быть особенно аккуратными при езде в дождливую погоду: дизельные моторы наиболее подвержены разрушительной силе удара. Дело в том, что их камера сгорания меньше других, потому степень сжатия имеет более высокий показатель.

Сложно сказать сколько придется потратить на ремонт после гидроудара даже на вскидку. В зависимости от марки авто, причины поломки, характера повреждений, состояния мотора на момент диагностики цена ремонтных работ для решения вопроса может очень сильно колебаться.

Стоит ли уточнять, что гидроудар — не является гарантийным случаем или случаем по страховке. Подобная поломка считается нарушением правил эксплуатации транспортного средства. Потому бесплатно устранить последствия не получится.

Ремонт движка после гидроудара

Медлить нельзя, так как возможно быстрое образование ржавчины — требуется устранить последствия и решить вопрос с гидроударом мотора. Это усложнит работу и стоимость восстановления заметно возрастет.

Необходимые ремонтные манипуляции описаны ниже:

  • замена поврежденных шатунов;

  • шлифовка основания головки;

  • установка новых ремня/цепи ГРМ с натяжителями и роликами;

  • может понадобиться обновление поршневых пальцев (или детали целиком) и коленчатого вала (выясняется на этапе диагностики).

При повреждении блока движка восстановление нецелесообразно — стоимость услуги превысит сумму покупки контрактной детали и последующего капремонта.

Как предотвратить гидроудар двигателя?

Наиболее простой способ предотвратить гидроудар двигателя — двигаться очень аккуратно во время передвижения по лужам. Единственное место, через которое в камеру сгорания может попасть вода — это воздухозаборник. У каждой модели и марки автомобиля он находится на разной высоте, но иногда этот элемент располагается так низко, что даже небольшая лужа превратится в большую проблему.

Поэтому не стоит переоценивать возможности своего автомобиля. Не пытайтесь преодолеть слишком глубокие лужи. Лучше всего не заезжать в воду глубже чем на высоту половины колеса. Также не стоит пытаться проскочить лужи на большой скорости. Если двигаться медленно, то поймать гидроудар будет сложнее.

Если так получилось, что вы попали в глубокую лужу или водоем и вода начала заливать капот, то немедленно заглушите двигатель и прекратите движение.

Автомобиль оборудованный шноркелем

Если же вы обитаете в дождливом регионе или вам постоянно приходится ездить по «болоту» и лужам, тогда можно установить на свое авто так называемый шноркель — специальная трубка, которая поднимает уровень воздухозаборника на высоту от 80 см до 1 м. Выпускаются они как известными производителями, так и народными умельцами. Шноркель немного портит внешний вид автомобиля, но зато вы будете уверенны в том, что доберетесь до пункта назначения.

Профилактика гидравлического удара

Знать, что делать при гидроударе, конечно, полезно, однако лучше всего просто не допускать подобной проблемы. К слову, особых сложностей в её профилактике не имеется. Зачастую хватает:

  • проведения максимально аккуратных переправ через водные преграды, даже – через самые маленькие лужи;
  • своевременного обслуживания мотора на предмет сохранности прокладок ГБЦ и системы охлаждения;
  • выноса воздушного фильтра подальше от днища машины и организации максимальной защиты от попадания в него влаги.

Советы, как избежать гидроудара двигателя

Советы, как избежать гидроудара двигателя вашего автомобиля, достаточно просты.

Нужно обязательно оценивать то место, где вы хотите остановиться, припарковаться, особенно, если вы хотите покинуть свой автомобиль на долгое время, ведь предсказать погоду самостоятельно невозможно. Лучшим вариантом будет, пожалуй, наземный многоярусный паркинг или место на улице, где раньше не происходили какие–либо опасные стихийные явления.

Когда вы решаете припарковаться в незнакомом месте, остановите свой выбор на какой–либо возвышенности, даже, если она — небольшая.

Если на улице потоп, и у вас есть возможность не выходить на улицу и никуда не ехать, то сделайте именно так. Не нужно лишний раз рисковать. Если же вы торопитесь, и вам необходимо отъехать по делам, то сперва обратите внимание на то, как справляются с данными условиями другие автомобили. Далее произведите оценку глубины и соразмерьте ее с вашим автомобилем. Основным значением является высота воздухозаборника для воздушного фильтра двигателя. У легковых автомобилей он обычно находится низко: на уровне бампера или противотуманной фары. Рекомендуется дождаться, пока проедет встречный транспорт, так как своим движением он пускает волны, а они, в свою очередь, повышают уровень воды. Когда вы, наконец, начнете преодоление брода, ни в коем случае не останавливайтесь, ведь лишнее время пребывания в воде вашему автомобилю совсем не на пользу.

 

Источники


  • https://www.driver-helper.ru/text/sovetiy/gidroudar-dvigatelya
  • https://promercedes.ru/informatsiya/gidroudar-dvigatelya-prichiny-vozniknoveniya-posledstviya-remont
  • https://zen.yandex.ru/media/uremont/gidroudar-dvigatelia–priznaki-i-posledstviia-5dd52734ac25f442f339f21f
  • https://AvtoNov.com/%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F/
  • https://foram.ru/dvigatel/gidroudar-dvigatelya-chto-eto-takoe-kak-izbezhat-gidroudara-dvigatelya
  • https://uremont.com/publications/articles/gidroudar-dvigatelya
  • https://SwapMotor.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie/gidroudar.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт автомобиля, решение проблем с авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: