Блок управления АКПП: назначение и устройство

Модули TCM, CVT, DSG – автоматическое управление коробкой передач

Современные бортовые компьютеры АКПП работают в постоянном режиме, ежесекундно анализируя поступающую с датчиков информацию и реагируя путем подачи команд на исполнительные механизмы трансмиссии. Система задействована почти во всех узлах автомобиля, а ее мозговым центром является электронный блок управления коробки передач. Как и любая микросхема, ЭБУ АКПП тоже может выйти из строя и потребовать ремонта.

  • Механическое воздействие: перегрев, скачок напряжения, коррозия, «залив» блока техническими жидкостями, постоянная вибрация, удар при ДТП;

  • Ошибки ПО: у определенных моделей автомобилей есть «хронические» болезни компьютера трансмиссии. Эти неисправности могут проявляться в течении всего срока использования авто;

  • Неправильная эксплуатация АКПП – частые выходы за пределы характеристик трансмиссии, заявленных производителем, провоцируют повышенный износ платы;

Если коробка передач начала работать исключительно в режиме третьей передачи без возможности изменения положения – с 95% вероятностью можно утверждать, что произошел неустранимый штатными средствами сбой и АКПП перешла в «аварийный» режим работы, позволяющий добраться до ближайшей станции технического обслуживания.

Обычно так происходит, когда электронный блок управления трансмиссией перестает получать входные данные с какого-либо датчика или теряет связь с зависимым соленоидом. В таком случае рекомендуется незамедлительно провести диагностику и ремонт ЭБУ коробки передач и связанных с ним систем. Если поблизости нет подходящего СТО, лучше вызвать спецтехнику для перевозки авто.

Любые электронные блоки трансмиссии мы чиним сами в собственной оборудованной лаборатории, что исключает наценку посредников и увеличение сроков ремонта.

Расположение блока управления АКПП в «Фольксвагене Бора»

Модели АКПП, которые устанавливались:

  • VAG 01M;
  • Jatco JF506E;
  • Aisin TF-61SN.

Лучше всех в процессе эксплуатации себя показала модель VAG 01M. Она разрабатывалась конструкторами-проектировщиками концерна Volkswagen. За время своей эксплуатации, с 1999 по 2008 год, она претерпела немалое количество изменений. На некоторых моделях автомобилей до сих пор установлена именно эта модель АКПП.

Но какой бы качественной ни была АКПП, поломки у нее все же случаются. А отвечает за большую часть неполадок в коробке переключения передач электронный блок управления трансмиссии.

Принцип работы этого сложного цифрового устройства — в считывании данных и параметров работы датчиков и микросхем, которые затем анализируются, и на механически зависимые от ЭБУ АКПП устройства посылаются специальные управляющие сигналы. Однако, электронный блок управления также может выходить из строя, и ему соответственно необходим ремонт и сервисное обслуживание.

Блок управления АКПП «Фольксваген Бора»

Чтобы проанализировать работу устройства ЭБУ АКПП, его необходимо найти и снять. А для этого нужно выяснить, в какой части автомобиля находится блок управления АКПП «Фольксваген Бора». Сам системный ЭБУ автоматической коробки переключения передач в «Фольксваген Бора» находится между лобовым стеклом и капотом, прямо под самым жабо.

Чтобы его снять, необходимо проделать несколько операций:

  1. Первоначально нужно открыть капот автомобиля.
  2. Затем снять дворники.
  3. Снять пластиковую крышку — жабо.
  4. Отсоединить два разъема с электронного блока управления, потянув за специальный рычажок.
  5. Снять блок управления.

После проделанных операций уже можно осмотреть блок управления и проанализировать причину поломки.

Распространенные неисправности ЭБУ и их причины

Электронная система управления может выйти из строя по разным причинам. Так или иначе, автовладелец в таком случае столкнется с необходимостью проведения диагностики, чтобы точно определить неисправность блока, поскольку в большинстве случаев эти устройства ремонту не подлежат. Как показывает практика, даже специалисты обычно не берутся за ремонт девайса, а просто меняют его на новый. Но в любом случае, перед тем, как попрощаться с ЭБУ, необходимо тщательно разобраться в том, по каким причинам он вышел из строя.

Контроллер электронной системы управления мотором российского производства

По мнению многих электриков, с которыми мы консультировались при написании этого материала, основной причиной выхода из строя блока являются скачки напряжения в бортовой сети. Перенапряжение же обычно появляется в результате короткого замыкания одного или нескольких соленоидов.

Но это — только одна из самых распространенных причин, по факту их значительно больше:

  1. Выход из строя девайса может произойти в результате его механического повреждения. К примеру, это мог быть сильный удар или большие вибрации, по причине которых на съеме модуля появилась трещина. Также трещины и повреждения могут образоваться в местах пайки элементов или контактов.
  2. Контроллер ЭСУД перегрелся, такая проблема обычно появляется в результате температурных перепадов. На практике известны случаи, когда при низких отрицательных температурах водители заводили двигатели на высоких оборотах, пытаясь обеспечить точный запуск силового агрегата. В этот момент и мог возникнуть перегрев.
  3. Воздействие на контроллер ЭСУД коррозии. Образование коррозии на структуре модуля может быть обусловлено перепадами влажности воздуха в салоне, а также скоплением конденсата или попаданием влаги в моторный отсек транспортного средства.
  4. Нарушение герметизации девайса. Такая проблема приведет к причине неисправности, описанной выше — в частности, попаданию воды в конструкцию модуля.
  5. Если нет связи с ЭБУ то такая неисправность могла быть вызвана вмешательством посторонних в систему управления, что могло способствовать нарушению целостности конструкции. К примеру, если от аккумулятора авто пытались «подкурить» другой автомобиль, при этом двигатель первого был заведен, также с АКБ при работающем моторе могли быть отсоединены клеммы. Кроме того, проблема могла возникнуть в результате того, что при подключении АКБ была перепутана его полярность, то есть клеммы были соединены неправильно. В некоторых случаях неисправность может появиться после включения стартерного узла, к которому не была подключена силовая шина.
Плата электронного блока в снятом виде

В любом случае, по какой бы причине девайс не вышел из строя, проведение ремонта или его замена должны осуществляться после того, как будет выполнена полная диагностика модуля. Необходимо также помнить, что характер поломки может сообщить о возможных неисправностях, присутствующих в работе других систем. Если эти неисправности не будут устранены, это приведет к тому, что новый девайс также выйдет из строя.

Если нет связи с ЭБУ и девайс по каким-то причинам отказывается, автовладелец может заметить это по таким симптомам:

  1. На приборной панели не горит значок Check Engine, появляющийся при определении неисправностей в работе двигателя. Либо же этот значок может мигать или появляться не сразу. Если индикатор мигает, необходимо удостовериться в том, что проблема заключается не в самой лампочке, после этого уже проверять сам блок.
  2. При попытке подключить ЭБУ своими руками к диагностическому разъему сканер начал выдавать неверные данные, которые вызывают у вас сомнения. То есть информация может в корне отличаться от той, которая должна быть. Если нет связи с ЭБУ, то сканер может и вовсе не распознать это устройство.
  3. Силовой агрегат автомобиль работает со сбоями, троит, может не заводиться или заводиться через раз, также он может даже дымиться. При этом никаких причин такому поведению, в том числе перегрева, нет.
  4. Зажигание автомобиля стало работать с пропусками.
  5. Вентилятор охлаждения двигателя может включаться произвольно, без команды блока управления.
  6. В автомобиле начинают выходить из строя предохранительные элементы, при этом они перегорают неоднократно, а видимых причин тому нет. Если предохранители перегорают, это обычно связано с перенапряжением в бортовой сети или на определенном участке электроцепи, но диагностика не выявляет скачков напряжения.
  7. С различных датчиков импульсы не поступают либо поступают, но нерегулярно.
  8. Кроме того, еще одним симптомом может служить некорректная работа педали газа. Когда водитель жмет ан педаль, она может реагировать на нажатие с замедлением или очень туго. Такой признак является наиболее верным, особенно, если раньше педаль работала в нормальном режиме.
  9. Также на корпусе устройства могут быть видны следы повреждений. Например, это могут быть выгоревшие контакты либо следы подгорания на проводах.
  10. Еще один признак — отсутствие сигналов управления системой зажигания или топливным насосом, регулятором холостого хода и прочими устройствами, работу которых контролирует ЭБУ (автор видео о самостоятельной диагностике — Владимир Чумаков).

Состав электронной системы управления

Электронный БУ АКПП состоит из следующих составных частей:

  • Память, в которой сохранена логика работы коробки передач.
  • Огромное количество датчиков, задача которых заключается в передаче информации о состоянии АКПП процессору.
  • Также в ЭБУ имеется множество механизмов, выполняющих запрограммированную работу.

Сердцем ЭБУ является процессор, который отвечает за работу как самого блока, так и коробки передач.

Внутренности блока управления

Причины поломки электронного блока управления АКПП

Как показывает практика, электронный блок управления АКПП может выйти из строя из-за самых разнообразных внешних и внутренних воздействий:

  • Механические повреждения.
  • Проникновение в блок влаги.
  • Заводские недоработки как самого блока, так и его компонентов. Данная причина является наиболее распространенной среди всех поломок электронного блока управления.

Как правило, третья, самая распространенная причина проявляет себя уже после того, как гарантийный срок автомобиля подошел к концу. А если учесть то, что в нашей стране подержанные иномарки пользуются популярностью, с данной проблемой сталкивается каждый девятый владелец автомобиля с АКПП. В связи со сложностью устройства ЭБУ, провести ремонт самостоятельно, не обладая определенными навыками, невозможно. Поэтому приходится обращаться в автомастерскую, специализирующуюся на ремонте электронных систем управления автомобилем.

Сгоревший блок управления АКПП

Проблемы, которые могут возникнуть при ремонте электронного блока управления коробки передач

При ремонте ЭБУ АКПП могут возникнуть определенные сложности:

  • Первая и, к сожалению, самая распространенная проблема — это недоступность необходимых деталей и микросхем для ЭБУ. Такое может возникнуть в случае, если у вас машина, оснащенная АКПП, не являющейся популярной в нашей стране. В этом случае запчасти придется заказывать из страны производителя авто. Мало того что ждать пока они придут, придется очень долго, стоимость на них будет в разы выше, чем на аналогичные запчасти ходовых моделей. Помимо этого, если марка машины является устаревшей, запчасти через интернет будет найти практически невозможно.
  • Вторая немаловажная проблема заключается в том, что не в каждом городе возможно провести ремонт ЭБУ коробки из-за отсутствия опытных мастеров. Нередко случается так, что в автосервисе имеется все необходимое оборудование, но мастер максимум может удалить ошибки из памяти ЭБУ.
  • Часто случается, что проблема в работе ЭБУ заключается в микронадломах проводов. Из-за чего информация в процессор поступает не постоянно. Вследствие чего возникают ошибки, мешающие корректной работе АКПП. Как правило, мастер при проведении диагностики видит саму ошибку, которую он удаляет, но не замечает самой сути проблемы. Устранив ошибку, он считает, что работа проделана качественно. Но через некоторое время проблема возникает вновь. Найти микронадрыв (разлом), очень проблематично. Это отнимает огромное количество сил и времени. А в случае автовладельца – еще и денег.

Если у вас возникла проблема с электронным блоком управления КПП, для ее решения требуется обращаться в крупные специализированные автосервисы, которые предоставляют гарантию на все проводимые ими работы. В случае если сервис не выдает гарантии на ремонт, вы можете столкнуться с проблемой, которая идет третьей в списке выше.

Типы электронных блоков управления АКПП

Выделяют два основных типа электронных блоков управления:

  1. Отдельно отвечающий за работу АКПП. В таком случае на устройство возложено управление только коробкой передач. Преимуществом является более низкая цена на фоне совмещенных блоков. Может размещаться как внешне, например, в салоне автомобиля или подкапотном пространстве, так и быть встроенным внутрь корпуса АКПП;
  2. Совмещенный с ЭБУ двигателя. Созданы для уменьшения узлов автомобиля и учета взаимодействия двигателя и КПП. Всей информацией оперирует общий процессор, выдавая одновременно команды двигателю и коробке передач. В результате получается более оптимизированная работа силовой установки, так как при формировании управляющих сигналов учитывается больше внешних факторов.

При совмещенном изготовлении ЭБУ, практически невозможно использовать размещение устройства внутри коробки передач, поэтому количество шлейфов, идущих в блок управления увеличивается. Это, в свою очередь, не лучшим образом сказывается на надежности системы. Провода в шлейфе имеют тонкое сечение, что вызывает частые их повреждения.

Внешнее размещение

Блок в таком случае изготавливается в закрытом корпусе. Он может быть как отдельным элементом, так и совмещенным с ЭБУ двигателя. Встречается различное расположение модуля, например, в приборной панели либо подкапотном пространстве. Пример мозгов автоматической коробки передач показан на рисунке ниже.

Внешнее расположение в закрытом корпусе

Внутри трансмиссии находится большое количество датчиков. При выносе модуля управления за пределы корпуса коробки, возникает необходимость прокладки большого количества проводов. При этом важно, чтобы корпус АКПП оставался герметичным и трансмиссионная жидкость не просачивалась наружу.

Преимуществом такого решения является возможность размещения ЭБУ в любом месте. Это предохраняет электронику от воздействия высоких температур и агрессивной среды. Найти поломку и произвести ремонт при внешнем размещении также проще.

Причины выхода из строя ЭБУ автоматической коробки передач

В большинстве случаев неисправности блока управления АКПП ведут к полному обездвиживанию авто. В некоторых случаях включение передач происходит неправильно, либо работа коробки скоростей возможна лишь в аварийном режиме. Причиной поломок блока управления АКПП может стать:

  • скачки бортового напряжения. особенно в сторону превышения номинала;
  • механическое повреждение в следствие удара;
  • паразитная вибрация, которая появилась из-за неисправности какой-либо системы автомобиля, например, тормозной;
  • превышение рабочей температуры;
  • заводская недоработка как программного обеспечения, так как схемотехники модуля, что особо актуально для отечественных автомобилей;
  • влияние агрессивной внешней среды.
Повреждения на плате электронного блока управления

Причиной, почему управляющая информация не обрабатывается, может стать выгорание какого-либо элемента на плате. В зависимости от поврежденного элемента выбирается метод решения проблемы. Так, например, конденсатор можно заменить на новый. Перепайка процессора является трудоемким процессом, поэтому при его сгорании плата заменяется на новую.

Внутреннее расположение

Внутреннее же расположение модуля АКПП дарит минимальное количество проводов. Но вместе с этим возрастает риск ЭБУ быть перегретым от высоких температур коробки передач. Хоть такие блоки управления защищаются производителем от перегрева за счет изготовления их из качественного, стойкого к температурам металла, постоянный нагрев все равно отрицательно влияет на электронный чип и микросхемы.

Тонкости ремонта ЭБУ АКПП

Ремонт блока управления в АКПП лучше не делать самому. Так как необходимо будет заменить платы и микросхемы. Если вы ни разу не разбирали микросхемы и не паяли их, то лучше не лезть.

Да и чипы, микросхемы ко многим машинам, особенно эксклюзивным или топовым, например, как Ленд Крузер 200, Вольво, Ягуар, малодоступны. В тоже время комплектующие на ЭБУ автоматических коробок, транспортных средств, которые выпускаются массово, найти можно.

Еще одной проблемой будет распиновка контактов. Например, у одной марки машины, может быть несколько модификаций модуля. На каждом будет разная распиновка. Поэтому подобрать тут сложно.

Ремонт блока управления в АКПП считается дорогостоящим. Он будет стоить около половины стоимости ЭБУ бывшего в употреблении, но рабочего. А самостоятельная диагностика и ремонт модуля не способны исправить положения и дать отличный результат.

Виды блоков и место их расположения

Именно использование таких полностью электронных блоков управления позволило существенным образом повысить удобство эксплуатации автомобиля с автоматической коробкой передач. Конструкция электронного блока управления АКПП состоит из блоков памяти, в которых записана логика действия в тех или иных условиях работы двигателя и скорости автомобиля. Также блок управления отвечает за диагностику, регулировку работы коробки и запоминание ошибок. Наличие такого электронного блока управления позволяет существенным образом упростить диагностику ошибок в работе автоматической трансмиссии, что позволяет быстро устранять поломки коробки передач.

Электронный блок управления в закрытом виде

Как и любой другой сложный элемент, блок управления коробки передач может выходить из строя и ломаться. Необходимо отметить, что в силу своей конструктивной сложности ремонт ЭБУ АКПП представляет собой большую сложность. В отдельных случаях требуется производить его полную замену, что приводит к существенным затратам у автовладельца. Определить точную поломку и стоимость её устранения сможет лишь профессиональный специалист при выполнении диагностики коробки передач.

Располагаться электронный блок управления коробкой передач может как непосредственно внутри трансмиссии, так и вне корпуса коробки передач. У каждого из таких вариантов расположения блоков управления имеются как свои преимущества, так и недостатки.

Причины поломок блоков и способы устранения проблем

Электронные блоки управления могут выходить из строя по различным причинам. Как правило, поломки управляющего блока выражаются в полной неработоспособности трансмиссии. То есть, автомобиль заводится, однако режимы работы коробки передач не меняются или же меняются неправильно. Следует помнить о том, что эксплуатировать акпп с неисправным блоком управления попросту небезопасно. Поэтому мы рекомендуем вам при появлении первых признаков проблемы обращаться к профессиональным специалистам, а если ваша коробка не подает признаков жизни не пытаться насильно заводить автомобиль, а провести его транспортировку к сервисному центру на эвакуаторе. Причиной неисправности электронного блока управления могут стать:

• Резкая перемена напряжения;

• Механический удар;

• Воздействия сильных вибраций;

• Повышенная температура;

• Воздействие влаги;

Все это способно привести к выходу из строя блока управления, что вынуждает производить его дорогостоящую замену или ремонт. В сервисных центрах вам расскажут как проверить эбу АКПП. Диагностика поломки выполняется при помощи использования специального оборудования, которое позволяет установить характер поломки, что в свою очередь позволит устранить её с минимально возможными финансовыми затратами. В большинстве случаев ремонт электронных блоков управления коробок передач сводится к замене вышедших из строя плат и микросхем. Необходимо сказать, что данная работа представляет собой большую сложность, так как приходится выпаивать микросхемы из печатных плат и менять сгоревшие конденсаторы. В отдельных случаях куда проще произвести полную замену блока управления, что позволит полностью решить имеющиеся проблемы в работе коробки передач.

Неисправности ЭБУ коробки автомат и ремонт

Отметим, что блок управления отвечает не только за регулировку работы коробки, но и за диагностику АКПП. Также контролер фиксирует в памяти ошибки, которые могут возникнуть в процессе работы агрегата.

Это значит, что ЭБУ позволяет в значительной степени упростить диагностику автоматической трансмиссии, быстро определить причину сбоев и поломок коробки передач и т.д. Однако бывает и так, что выходит из строя сам блок управления.

На практике проблемы с ЭБУ АКПП возникают не так часто, однако никак нельзя полностью исключать вероятность сбоев и неисправностей в работе АКПП именно по причине неисправного контроллера. Как правило, сама коробка может быть полностью рабочей по части механики и гидравлики, однако неполадки ЭБУ являются причиной некорректной работы агрегата, появления ошибок и т.п.

Обычно к выходу из строя или сбоям в работе ЭБУ приводят:

  • механические повреждения блока;
  • перегрев котроллера;
  • короткое замыкание;
  • проблемы с проводкой, контактами и разъемами (по причине попадания влаги, окисления, в результате обрывов и т.д.);
  • попытки выполнить прошивку/ремонт/адаптацию ЭБУ в кустарных условиях;

В любом случае, АКПП начинает работать некорректно, так как именно ошибки в алгоритмах приводят к различным сбоям. Могут не включаться определенные режимы или передачи, появляются пинки АКПП, рывки, удары или провалы, коробка автомат буксует, не переключает передачи и т.д. Часто коробка автомат также может перейти в аварийный режим, на приборной панели загорается сигнал неисправности автоматической трансмиссии.

С учетом того, что список возможных проблем АКПП очень широкий, а также сам блок управления взаимодействуем с большим количеством датчиков и исполнительных механизмов, диагностика неисправности может быть сильно осложнена.

По этой причине в сложных случаях, когда стандартные диагностические процедуры не позволяют определить неисправность, рекомендуется временно поставить на автомобиль заведомо исправный и полностью аналогичный блок управления АКПП.

Даже с учетом того, что электронный блок управления коробкой передач может быть расположен не только снаружи, но и внутри трансмиссии (требуется частично разбирать АКПП), такой подход нередко позволяет избежать проведения целого комплекса дополнительных работ по проверке отдельных датчиков, исполнительных механизмов и т.д.

На деле встречаются случаи, когда в автосервисе не знают, как проверить ЭБУ АКПП и где это можно сделать. В таком случае нередко для определения неисправности поспешно снимается и разбирается сама АКПП, проводится дефектовка агрегата, проверяется ГДТ, мехатроник, гидроблок и т.д.

Однако после проведения всех работ выясняется, что проблемным элементом оказывается именно ЭБУ коробкой. По этой причине нужно сначала точно определить неисправный элемент.

  • Что касается ремонта ЭБУ АКПП, нужно понимать, что многие блоки можно перепрошить. Однако если возникли более серьезные проблемы (с чипами, процессором или модулями памяти), как правило, блоки управления изначально не являются ремонтопригодными.

С учетом высокой стоимости контроллеров, в отдельных случаях некоторые специализированные мастерские все же берутся за ремонт, но далеко не всегда удается добиться гарантированного качества.

Диагностика блока управления выполняется при помощи специального оборудования, чтобы выяснить характер неисправности. Затем можно определить приблизительную стоимость восстановления. Зачастую ремонт электронных блоков управления коробок передач предполагает замену плат и микросхем.

Такая работа сложная, так как нужно выпаивать микросхемы из печатных плат, производить замену выгоревших конденсаторов и т.д. Другими словами, появляются определенные сомнения в последующей надежности блока после ремонта.

При этом стоимость восстановления работоспособности ЭБУ коробкой автомат может быть довольно высокой (обычно около 50-60% от стоимости полностью исправного б/у устройства).

Заключение

В случае проблем, обращайтесь только в специализированные центры. Пусть вы заплатите цену выше, но как результат получите длительный срок службы ЭБУ.

Источники


  • https://remont-ecu.ru/akpp-ecu-repair
  • https://avtoshark.com/volkswagen/bora/electronics-bora/gde-nahoditsya-blok-upravleniya-akpp-folksvagen-bora/
  • https://avtozam.com/elektronika/eby/kak-proverit-na-rabotosposobnost/
  • https://global-transmission.ru/remont-blokov-akpp/
  • https://AkppGid.ru/vse-ob-akpp/blok-upravleniya-akpp.html
  • https://SwapMotor.ru/korobka-peredach/blok-upravleniya-akpp.html
  • https://akppoff.ru/remont-akpp/blok-upravleniya-akpp
  • https://akpphelp.ru/ebu_block_akpp.html
  • http://KrutiMotor.ru/ebu-akpp-ustrojstvo-neispravnosti-remont/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт автомобиля, решение проблем с авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: