Антифриз G11 и G12: в чем разница?

Допустимо ли комбинирование антифризов G11 и G12

Вокруг совместимости популярных антифризов G11 и G12 между собой ходит много легенд и мифических вымыслов. Некоторые водители уверены в том, что допускается комбинация любых хладагентов от одного производителя, другие убеждены в совместимости продукции одного цветового исполнения, однако ни одна, ни вторая позиция не является верной. Попробуем разобраться, что будет, если смешать хладагенты G11 и G12, отталкиваясь от их технических особенностей и реальных фактов. Как уже было сказано, антифризы отличаются принципиально по своему составу, что предопределяет изначально при смешивании разных типов жидкостей их химическое взаимодействие, предугадать последствия которого очень сложно. В лучшем варианте развития событий автовладелец, смешав жидкости разной классовой принадлежности, только снизит эксплуатационный период антифриза, однако, последствия могут быть и намного серьёзнее. Смешивание антифриза G11 и G12 спровоцирует агрессивную химическую реакцию, за которой может последовать вспенивание раствора, образование хлопьев и их оседание на стенках системы. Как результат, уменьшиться проходимость каналов системы или состоится полная их блокировка, которая приведёт к перегреву силового агрегата. Соответственно, абсолютно правильным решением будет отказ от смешивания антифризов разных типов.

Ещё один вопрос, часто обсуждаемый на форумах и в социальных сетях, о взаимозаменяемости хладагентов одиннадцатого и двенадцатого класса. Ответ в этом случае варьируется от транспортного средства, к которому будет применяться антифриз. Дело в том, что, несмотря на улучшенные качественные критерии хладагента G12, его использование является недопустимым в охладительных системах, которые имеют элементы, состоящие из цветных металлов. Такая позиция объясняется наличием в G12 присадок, которые агрессивно воздействуют на металлы цветной категории, способствуя их разрушению.

Хладагенты G11 и G12 можно смешивать в крайне редких случаях, например, при обнаружении проблемы со снижением уровня жидкости до критического минимума вдали от цивилизации. В такой ситуации восполнить недостаток придётся хладагентом, имеющимся в наличии, чтобы уберечь силовой агрегат от перегрева, опасного появлением серьёзных проблем в функциональности мотора и перспективой его дорогостоящего ремонта. Эта процедура носит временный характер, позволяет доехать до ближайшего СТО, ликвидировать неисправность и заменить антифриз с обязательной промывкой системы. Специалисты настоятельно рекомендуют добавлять при возникновении такой необходимости тот хладагент, который имеется в системе, предварительно при планировании замены антифриза покупая его с определённым запасом на доливку.

Классы антифризов

Стандарты охлаждающих жидкостей, предложенные корпорацией Фольксваген, наиболее точно классифицируют антифризы.

Классы антифризов G11, G12 и G13

Деление происходит следующим образом:

  • Антифриз G 11. В данной охлаждающей жидкости использован этиленгликоль. Также присутствуют и неорганические присадки. Такой класс хладагента рекомендован для транспортных средств, которые были выпущены до 1996 года. Особенностью также является отсутствие в веществе бората, фосфата, амина и нитрита. Период работы данного класса антифризов составляет два или три года
  • Антифриз G 12. Данная охлаждающая жидкость произведена с карбоксилатными соединениями. Рекомендуется применять данную жидкость в автомобили, которые были выпущены в период с 1996 года по 2001 год. Особенно качественно взаимодействует данный антифриз с двигателем, работающим на высоких оборотах и имеющим высокую температуру. Рабочий срок данной жидкости может достигать пяти лет
  • Антифриз G12+. Не включает в свой состав нитриты, фосфаты, бораты, амины и силикаты. Качественно работает с транспортными средствами, которые были выпущены с 2001 года
  • Антифриз G13. Основное отличие этой охлаждающей жидкости в том, что этиленгликоль заменяется пропиленгликолем. С точки зрения экологии, это более безопасное вещество, которое подлежит более быстрому разложению и содержит меньшее количество ядов. Естественно, что стоимость такого антифриза выше других. Данный класс охлаждающей жидкости рекомендуется использовать в спортивных транспортных средствах, которые работаю на запредельных скоростях долгое время. Так как стоимость G13, относительно других классов, высокая, на территории Российской Федерации она не выпускается.

1. Разновидности технологии изготовления антифризов.

Сегодня мы рассмотрим такой немаловажный вопрос, как совместимость антифризов. Дабы отсечь несерьёзное отношение к этому вопросу, скажу, что попытка смешать несовместимые охлаждающие жидкости (те же антифризы G11 и G12) наверняка сильно уменьшит ресурс вашего двигателя, превратив его из исправно работающего в работающий в условиях перегрева, что означает бо́льший износ и более активную коррозию. Для отличия «похожих» от «непохожих» существует классификация антифризов, не нормативная, но общепринятая.

Начнём с перечисления разновидностей антифризов. Всего их четыре типа и различаются они только составом и принципом действия пакета присадок. Основа же практически у всех одинаковая: этиленгликоль (он же МЭГ) и вода. В статье о составе и свойствах антифриза можно почитать более подробно. Особенно интересна она будет любителям дешёвого тосола.

Итак, антифризы (к которым относится и тосол) делаются по 4 технологиям:

  • «традиционной»
  • гибридной
  • карбоксилатной
  • лобридной

Все они появлялись по мере совершенствования химической науки, то есть стоят в ряду от самого устаревшего (читай, плохо работающего) к самому современному. Критерием хорошей работы здесь является срок службы антифриза до замены и отсутствие негативного воздействия на автомобиль.

2. Традиционная технология (IAT).

Традиционная технология подразумевает использование неорганических присадок, таких как силикаты, амины, нитраты, нитриты, бораты, фосфаты. Основным недостатком этих присадок является их быстрая истощаемость. Куда они деваются? Принцип их работы заключается в том, чтобы покрыть всю систему охлаждения тонким слоем, препятствующим коррозионному воздейсвию этиленгликоля и воды. Хотя, как мы увидим ниже, слой не такой уж и тонкий, если сравнивать с OAT-присадками.

Именно этим фактом и обуславливается малый срок службы антифризов, сделанных по традиционной технологии (также может называться, Classic, Conventional, Inorganic Acid (Additives) Technology (IAT)). Кроме этого, например, силикаты образовывают гель, абразивные частицы, которые ухудшают теплоотдачу и разрушают крыльчатку помпы. Нитриты также образуют гель и осадок. Фосфаты тоже грешат выпадением осадка, в случае разбавления жёсткой водой могут образовывать накипь, кроме этого являются сильным ядом (как и силикаты, и бораты). Нитраты являются ингибиторами чёрных металлов и с приходом в двигателестроение алюминия потеряли свою актуальность.

Плюс ко всему, антикоррозионная плёнка в качестве побочного эффекта ухудшает теплоотдачу, то есть препятствует выполнению основной функции охлаждающей жидкости.

3. Гибридная технология (HOAT).

Эта технология появилась вслед за традиционной, отличается от неё использованием в качестве присадок карбоновых кислот наряду с неорганическими элементами (в основном с силикатами). Аббревиатура HOAT происходит от сочетания Hybrid-Organic Acid (Additives) Technology. Карбоновые кислоты (или карбоксилаты – соли карбоновых кислот) расходуются в процессе работы гораздо более экономно, обеспечивая гибридным антифризам срок службы около 3 лет (или 150 000 км). Почему, станет ясно из следующего пункта статьи. Ещё один немаловажный момент мы осветим в пункте, посвящённом лобридным охлаждающим жидкостям (поскольку они по составу довольно близко стоят к гибридным).

4. Карбоксилатная технология (OAT).

Логичным развитием охлаждающих жидкостей стала технология, использующая соли карбоновых кислот (Organic Acid (или Additives) Technology) – карбоксилаты. В противоположность неорганике карбоксилаты покрывают плёнкой только сам очаг коррозии, оставляя неповреждённый метал чистым, а значит не ухудшают теплообмен.

Слева силикаты, справа карбоксилаты

И толщина плёнки составляет порядка 1 микрона (т.е. 0,001мм), тогда как неорганические присадки «выпадают» на поверхность защищаемого металла слоем до 500 микрон (т.е. 0, 5мм). Разница огромная, многократно увеличивающая сроки службы такого антифриза. Честно говоря, на сегодняшний день эта технология является наиболее передовой с точки зрения теоретического «антифризостроения», поскольку дальнейшее развитие оказалось возвратом к гибридной технологии под другим названием.

5. «Лобридная» технология (S-OAT, P-OAT и другие).

Замысловатое название дешифруется как low-hybrid, т.е. «малогибридная» технология. То есть это сочетание карбоксилатов с неорганическими компонентами, только неорганики там существенно меньше, чем в гибридной технологии. Например, в фольксвагеновской спецификации G 11 (гибридная технология) количество силикатов ограничено в пределах 500-680 мг/л, а в спецификации G 12++ (лобридная технология) – 400-500 мг/л. В чем же тут фокус? По логике производителей при заливке в новую машину неорганические ингибиторы покрывают всю систему тонким слоем, образуя, так сказать, базовую защиту от коррозии. Поскольку их мало, то

  • во-первых, они расходуются в самом начале работы
  • во-вторых, не успевают нарастить большую толщину плёнки, а значит, несильно ухудшают теплообмен.

И уже после этого в дело вступают карбоксилатные ингибиторы, реагирующие на очаги коррозии, которых, естественно, будет меньше после предварительной обработки неорганикой. Соответственно и хватит карбоксилатов на дольше. Как следствие, антифризы лобридной технологии имеют срок службы сравнимый со сроком службы автомобиля и многими производителями позиционируются как «не требующие замены».

В разных странах и у разных производителей возможен различный состав неорганических ингибиторов, что и выражается в сокращённых названиях используемых ими технологий (Si-OAT силикатно-карбоксилатная, P-OAT – фосфатно-карбоксилатная, и так далее). Суть их от этого не меняется.

Из чего выбирать?

Сегодня на рынке представлен антифриз G11, G12 и G13. Причем жидкости с первыми двумя видами маркировки считаются самыми распространенными. Автомобилисты часто задаются вопросом: какой антифриз лучше? Но еще нужно разобраться в том, можно ли их смешивать, как перейти с одного вида на другой, а также в чем их отличие. Ответы на эти вопросы Вы найдете, если дочитаете этот материал до конца.

Теоретическая база, или Что такое антифриз

Антифриз — это общепринятое в международной практике название автомобильной охлаждающей жидкости. В дословном переводе с английского языка слово Antifreeze означает «незамерзающий». Все виды антифризов производятся на основе гликолевого состава. Концентрат охлаждающей жидкости содержит:

  • 90 % этиленгликоля — это маслянистое вещество, которое кипит при температуре 200 °C, а замерзает при -12 °C. Чистый этиленгликоль является сильным ядом, что требует аккуратного обращения;
  • 5–7 % присадки — это компоненты, улучшающие физические и эксплуатационные качества жидкости;
  • 3–5 % — дистиллированная вода.

Виды

Теперь нужно отметить, что все марки антифриза содержат аналогичную концентрацию этиленгликоля и воды. Следовательно, отличаться жидкости будут по составу композиции присадок. Сложность выбора заключается в том, что в каждой стране используются собственные стандарты классификации антифризов. В нашей стране свойства этой продукции нормативно регулирует ГОСТ 28084-89. Разные государственные стандарты не сопрягаются друг с другом и часто являются устаревшими. Именно эта ситуация создает неразбериху на рынке. Но решение было неожиданно найдено. Концерн Volkswagen разработал собственную классификацию, которую практически сразу начали использовать все производители охлаждающей жидкости. Согласно этому делению автомобильные антифризы подразделяются на следующие виды:

  • G11;
  • G12;
  • G13.

Теперь можно разобраться в особенностях и отличиях первых двух видов.

Можно ли выбирать по цвету

Согласно принятой неофициальной классификации, предполагался выпуск следующих вариантов охлаждающих жидкостей:

  • G11 — неорганическое происхождение, цвет синий или зеленый.
  • G12 — органическое происхождение, цвет красный или розовый.

Большинство производителей охлаждающей жидкости придерживаются этих нормативов. Но нужно помнить, что подобная стандартизация является неофициальной. Поэтому иногда можно встретить антифриз, окрашенный в фирменный цвет бренда или жидкость произвольного оттенка. Поэтому основывать свой выбор исключительно на цвете состава нельзя, лучше всегда обращать внимание на маркировку состава.

Особенности марки G11

Неорганический антифриз включает в свой состав композицию ингибиторов коррозии. При контакте с поверхностями механизмов эти вещества создают тонкую защитную пленку. Это особенно важно, если охлаждающая жидкость контактирует с деталями из цветных металлов, которые имеют низкую стойкость к химической активности гликолевой основы. Антифризы G11 относительно быстро теряют свои эксплуатационные качества. Стандартный регламент их замены составляется примерно 2–3 года.

Антифриз G11. Характеристики

Антифриз G11 принадлежит к гибридным охлаждающим жидкостям. Его основа — этиленгликоль. Этот антифриз содержит в себе органические ингибиторы (карбоксилатные), неорганические (силикаты), а также фосфаты и нитриты. Цвет такой ОЖ обычно синий или зелёный.

Антифризы такого типа использовались в старых автомобилях, примерно до 1990-1995 годов, у которых были большие объёмы охлаждающих систем. Такие жидкости создают защитную плёнку на всей внутренней поверхности системы. Это хорошо в плане защиты от коррозии, но такая защитная плёнка немного ухудшает теплопроводность и, соответственно, охлаждение двигателя.

Температура закипания антифриза G11 составляет 105 °С. Срок службы — около 2 лет или, примерно, 50 тысяч километров пробега.

Особенности марки G12

Охлаждающие жидкости этой группы выпускаются на карбоксилатной основе. Эта формула имеет принципиально другой принцип защиты узлов силового агрегата. Современные двигатели практически не имеют в своем составе медных или латунных компонентов, которые могли бы разрушаться под действием гликолевой основы. Но в конструкции силовых агрегатов активно применяется сталь и алюминий. Эти металлы формируют коррозионную пленку даже при незначительном контакте с водой. Присадки антифриза G12 эффективно противодействуют образованию оксидной пленки на поверхности металлических поверхностей. Таким образом, состав продлевает ресурс двигателя. Охлаждающая жидкость этой категории часто называется Long Life, так как срок ее службы значительно больше, чем у G11.

Антифриз G12. Характеристики

Антифриз G12 принадлежит к карбоксилатным антифризам. Основа его — этиленгликоль. Этот антифриз содержит в себе органические ингибиторы и не содержит неорганических (силикатов). Цвет — обычно красный.

Такой антифриз g12 применяется у более современных автомобилей. Защитная плёнка внутри системы образуется только в очагах коррозии, а значит теплоотдача и охлаждающие качества — выше.

Температура закипания антифризов класса G12 достигает 115-120 °С, а срок службы составляет около 5 лет. Или 200-250 тысяч километров пробега.

Антифриз с маркировкой G12 не очень отличается от G12+. Его состав практически такой же. Можно сказать, что это более новое поколение антифризов.

Положительные моменты:

  • уровень тепловой отдачи намного выше;
  • осыпаний и разрушений в системе нет, абразив не появляется;
  • использование увеличилось на несколько лет;
  • защитные функции высокого уровня;
  • доступность и наличие во всех магазинах.

В состав антифриза G12 входят уже органические присадки и этиленгликоль. Легче переносят высокие температуры, что очень важно для современных моторов из алюминия.

Цвет совсем не характеризует качество и производительность этого товара. Выбирать такой продукт по оттенку будет неверным и необдуманным решением.

Множество современных двигателей нуждаются только в органических антифризах. «Лонг Лайф» (G12, G12+) – являются именно органическими. Новейшие присадки, созданные по совершенно иному принципу защиты металлов от коррозии. Эти присадки нового поколения, создают препятствия в формировании оксида и совершают свои функции значительно дольше. Есть некоторые ограничения у такого варианта – нельзя использовать с желтым металлом, что очень важно для покупателей.

Можно ли смешивать G11 и G12?

С самого начала появления маркировки «джи» появилось много мифов относительно совместимости и взаимозаменяемости составов. Некоторые водители считают, что доливать охлаждающую жидкость можно только при соответствии цвета. Другие уверены, что смешивать можно только антифризы от одного производителя. Сразу нужно сказать, что на цвет ориентироваться нельзя — это очень неформальная характеристика. Смешивать можно только жидкости аналогичной марки. В идеале, если используется оригинальный антифриз, рекомендованный производителем автомобиля. Категорически запрещается смешивать разные по типу составы. К примеру, если в систему с выработанным G11 долить G12, то элементы из меди и латуни лишатся защиты и будут быстро разрушены коррозией.

Остановка циркуляции

Остановка циркуляции может произойти и при заливке одного только антифриза, но подделки, которая сворачивается при нагреве.

Покупать можно как уже готовый для заливки антифриз, так и антифриз концентрат (высококонцентрированный), который необходимо разбавить чистой водой перед заливкой в систему. Вот видео на тему разбавления антифриза с водой: В этом видео понятное объяснение по данной теме. В этом видео наглядно видно, как тосол добавленный в антифриз сразу вступили в реакцию и образовалась гора пены с выделением едкого газа.

Смешали зеленый и красный антифризы

Стоит выбрать по цвету антифриз?

Второй миф, который присутствует на рынке – антифриз нужно выбирать по цвету. Он очень популярный, но к сожалению, автопроизводители так не думают, и единого международного стандарта по градации цвета не существует.

При такой невнимательности очень легко попасть на несовместимость антифризов. В свое время была шутка про первое поколение жидкостей на основе карбоксилатов.

Вышел желтый – грузовой – силикатный и желтый – легковой – карбоксилатный. Если их смешать, то продуктом реакции становился апельсиновый сок с мякотью. Как следствие забивался радиатор.

Позже люди возмущались: «Как же так? Я в один жёлтый добавил другой жёлтый». К сожалению, такие анекдотичные ситуации встречаются до сих пор. Жидкость нужно выбирать только по спецификации, которую просит автопроизводитель.

В этом году, компания Ликви моли серьёзно расширила свою линейку. Если раньше были два антифриза, G11, то сейчас появились три 12+. Эта базовая линейка популярна до сих пор.

На данный момент линейка расширилась более, чем в 2 раза. Этот набор продуктов покрывает допуска всех европейских автопроизводителей. Исключения составляют азиаты.

Интересно: А зачем их столько? И почему их столько?

Антифризы всегда развивались параллельно с двигателестроением. Раньше применялась смесь воды с этиленгликолем и пакет противозадирных и кавитационных присадок.

Сейчас такие охлаждающие жидкости не встречаются. Однако и до сих пор есть моторы, которые требуют именно таких жидкостей. Особенно относится к американским тягачам.

Если заглянуть в их радиатор, то можно увидеть, что за заливной крышкой вся поверхность радиатора покрыта толстой скользкой плёнкой. Это типичные антифризы на основе барратов. Сейчас такие составы не применяются.

Это связано с плохим теплообменом таких смесей. Сейчас самое старое, что можно найти в продаже для легкового автомобиля – современное поколение гибридных антифризов, где основная защита возложена на силикаты.

Так же содержатся органические ингибиторы коррозии, которые помогают защитить алюминиевые детали двигателя. Но при этом эта серия обеспечивает улучшенный теплообмен. Например, KFS11. Подходит для VW G11. На нем базируются свежие модели БМВ.

Вторая группа GL – на основе карбоксилата. Стоит обратить внимание, что G11 не имеет «плюсовой» маркировки. В 12 серии – наоборот. Антифриз без маркировки найти сложно. Это связано с плохой смешиваемостью с другими, более старыми поколениями. Реакция приводила к крупным желтым осадкам и забиванию радиатора печки.

А вот G12+ имеет иную применимость, несмотря на то, что вышла на два года позже. Она прекрасно смешивается с G11 без ограничений. Единственное, что может смутить, так это бурая окраска смеси, так как в чистом виде антифризы разного цвета. Несмотря на это смесь будет работать хорошо.

Совместимость и цвет

Цвет жидкости никак не влияет на свойства и характеристики. Производители могут окрашивать свою продукцию в различные цвета, однако есть определенные нормы. Самые популярные составы окрашены в зеленый, синий, красный, розовый, а также оранжевый. В некоторых стандартах регламентируются даже жидкости определенных оттенков. Но вот цвет ОЖ – это самый последний критерий, который необходимо учитывать.

Очень часто зеленым цветом обозначают антифриз G11. «Лукойл» и другие производители выпускают именно такую продукцию. Считается, что зеленый – это самый низкий класс G11 или же силикатный продукт.

Совместимость по классам

G11 нельзя смешивать с продуктами класса G12. В этом случае последний сразу же теряет все свои уникальные свойства. Также они будут безвозвратно утеряны, если незначительно долить G11. Корка, которую образует тосол, серьезно препятствует работе более совершенного G12. Переплачивать за современную охлаждающую жидкость в этом случае совсем нерентабельно. Но вот с G13, G12 и G12+ тосол вполне совместим. Это нужно запомнить всем начинающим автомобилистам. Что касается G12, то он хорошо смешивается с жидкостями класса G12+. Однако существуют составы G11 различных производителей, с которыми следует быть аккуратными. Были случаи, когда присадки и компоненты одного класса бурно реагировали друг на друга, из-за чего внутри контуров СОД автомобиля получалось настоящее желе.

Итоги

Путаница в цветах антифризов и тосола любого автомобилиста выводит из себя. За те 2 года, пока действует охладитель и водитель не заморачивается о его замене, неунывающие производители выдумывают новые стандарты и вариации своих продуктов, что играет на руку только маркетологам, но никак не потребителю. Впрок ОЖ тоже не запасешься ввиду ограниченного срока хранения. Старайтесь выбрать одного производителя, найти толкового продавца, который подробно разъяснит, в чем разница между составами. Да и сами научитесь читать набор ингредиентов, чтобы значительно сэкономить на сервисе в дальнейшем.

Источники


  • https://DriverTip.ru/zhizn/chem-otlichayutsya-antifrizy-g11-g12.html
  • https://avtoedet.ru/razberyomsya-s-antifrizom-g12-i-g13/
  • https://masloteka.ru/ohlazhdaushie_zhidkosti/g11-ili-g12-raznovidnosti-klassifikaciya-i-sovmestimost-antifrizov.html
  • https://www.multifreeze.ru/articles/antifriz-g11-g12-otlichiya/
  • https://MaxKm.ru/antifriz-g11-i-g12-v-chem-raznitsa/
  • https://AntifrizTosol.ru/12-sravnivaem-g11-i-g12.html
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5ae422462f578c0c72466ac3/mojno-li-meshat-raznye-marki-antifriza-krasnyi-zelenyi-sinii-5ca2db5cd92e0900b4479882
  • https://www.moly-shop.ru/blog/evolyutsiya-lineyki-antifrizov-g11-i-g12-2
  • https://FB.ru/article/282045/antifriz-g-i-g-v-chem-raznitsa-tehnicheskie-harakteristiki-antifriza-g-i-g
  • https://autochainik.ru/kakie-antifrizy-mozhno-smeshivat.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт автомобиля, решение проблем с авто