Абсорбер, принцип работы, назначение, конструкция устройства, виды и классификации

Содержание
  1. Топливный адсорбер: что это?
  2. Устройство адсорбера
  3. Физико-химический принцип диффузионной сорбции
  4. Повседневные проявления диффузии
  5. Хемосорбция
  6. Отходы / Шламы после мокрых абсорберов
  7. Сферы применения и назначение газовых абсорберов
  8. Комплектность поставки, масса, размеры и габариты
  9. Гравитационный клапан адсорбера
  10. Назначение и принцип работы клапана продувки адсорбера
  11. Использование в автомобильной технике
  12. Требования к регенерации и перезагрузке адсорбентов
  13. Виды адсорберов
  14. Проверяем работоспособность адсорбера
  15. Клапан абсорбера: для чего нужен и на что влияет
  16. Видео Как проверить клапан адсорбера
  17. Признаки неисправностей клапана абсорбера
  18. Что такое адсорбер и для чего нужен
  19. Что такое адсорбер и система EVAP
  20. Неисправности клапана адсорбера и их устранение
  21. Как проверить работоспособность клапана продувки адсорбера?
  22. Где находится адсорбирующая система автомобиля?
  23. Можно ли убрать адсорбер? Плюсы и минусы отключения системы.
  24. Последствия демонтажа адсорбера
  25. Отличие от скрубберов
  26. Меняем устройство своими руками
  27. Начиная с каких Евро-стандартов он устанавливается?

Топливный адсорбер: что это?

Под адсорбцией понимают физический процесс, заключающийся в поглощении веществом, обладающим большей плотностью, более разреженного вещества. Однако никаких химических реакций при этом не происходит, преобразования веществ нет, имеет место только диффузия частиц без изменения их свойств. Такое явление широко используется в самых разнообразных сферах деятельности, включая автомобилестроение. Хотя заставить автопроизводителя делать что-то, не входящее в его планы, достаточно трудно, включение требования оборудовать автомобили адсорбером для поглощения паров дизтоплива или бензина в экостандарт сделало своё дело. Ныне все европейские концерны, занимающиеся изготовлением легковых машин, вынуждены неукоснительно следовать этим стандартам, опасаясь солидных штрафных санкций. И хотя автопроизводителей из других частей света европейские стандарты не касаются, чтобы не потерять объёмный рынок Старого Света, они также вынуждены идти на уступки.

Кстати, о самом термине. В русскоязычном сегменте Всемирной сети циркулирует слово «абсорбер», которое созвучно правильному, но является ошибочным, хотя и достаточно распространённым. И чтобы не прослыть безграмотным, мы рекомендуем употреблять именно корректный вариант.

Итак, мы уже поверхностно выяснили, зачем нужен адсорбер. А теперь попробуем более детально описать преимущества его использования:

  • это устройство вносит свой, пускай и незначительный, вклад в экономию горючего. Конструкция адсорбера такова, что часть бензиновых паров, конденсируясь, разделяется на собственно топливо и остальные вещества. Так вот, бензин попадает обратно в бак, а не испаряется, что позволило избавиться от его запаха в салоне автомобиля, что для устаревших моделей до сих пор является актуальной проблемой;
  • адсорбер способствует нормализации давления в бензобаке. Поэтому в машинах, оснащённых этим устройством, при открытии крышки бака не приходится прилагать чрезмерных усилий. На старых авто, особенно при аномальной жаре, из-за которой давление в закрытом баке возрастает в несколько раз, эта операция может превратиться в настоящее испытание ваших физических возможностей;
  • безусловно, главным фактором, объясняющим, для чего нужен адсорбер машине, является снижение экологической нагрузки на природу. Если принять во внимание, что в настоящее время количество автомобилей на планете перевалило за двухмиллиардную отметку, совокупный экологический эффект будет весьма значительным;
  • наконец, автопроизводители утверждают, что благодаря использованию адсорбера удалось повлиять на взрывоопасность автомобиля в сторону уменьшения.

Устройство адсорбера

В современных устройствах, использующих принцип адсорбции, в качестве поглощающего вещества используются самые разные материалы, от активированного угля до природных минералов. В автоадсорбере на эту роль претендует именно активированный уголь – разновидность углеводородов с пористой внутренней структурой. Собственно говоря, поглотитель представляет собой пластиковую цилиндрическую ёмкость, которая располагается в моторном отсеке недалеко от силового агрегата. В некоторых моделях найти адсорбер можно возле топливного бака, но некоторые его части всё равно располагаются в подкапотном пространстве. Схематически поглотитель топливных паров состоит из следующих элементов:

  • гравитационного датчика;
  • сепаратора с аварийным клапаном;
  • собственно фильтра (как правило, это измельчённый активированный уголь);
  • электромагнитного продувочного клапана;
  • соединительных трубопроводов.

Сепаратор представляет собой конструкцию, предназначенную для сбора конденсированного бензина с целью его отправки обратно в топливный бак. Задача гравитационного датчика – отслеживать давление бензиновых паров внутри бака, и при необходимости сбрасывать его, чтобы уменьшить вероятность получения повреждений. Фильтровальный элемент – это достаточно большая ёмкость, нижняя часто которой содержит адсорбирующее вещество, функции которого – поглощать пары бензина/солярки с целью их конденсации и последующей сепарации. Отдельно следует упомянуть об аварийном клапане. В обычных ситуациях он бездействует, но в экстренных случаях, когда существует риск разлива горючего (например, при ДТП, если машина перевернулась), срабатывает, полностью блокируя топливную магистраль. Роль соединительных трубок вполне очевидна – связать воедино все узлы адсорбера. Что же касается электромагнитного клапана, то его назначение – управление режимами работы сепаратора, о том, как он работает, мы расскажем чуть позже.

Физико-химический принцип диффузионной сорбции

Если рассматривать физическую сорбцию на молекулярном уровне, то силами, ответственными за диффузию (проникновение одного вещества в другое), являются силы Ван-дер-Ваальса, названные в честь своего первооткрывателя – голландского физика Йоханнеса Дидерика Ван-дер-Ваальса.

Не погружаясь в мистические глубины квантовой физики, следует, все же, уточнить, что физиосорбционные взаимодействия обусловлены магнитным притяжением молекулярных диполей, которые, поляризуясь (ориентируясь) в трехмерной сетке пространственных координат, начинают взаимно притягиваться, пытаясь обеспечить электрическое уравновешивание поверхностных потенциалов.

Повседневные проявления диффузии

Каждый из нас писал пальцем на стекле, а затем дышал на поверхность, волшебным образом проявляя написанные буквы.

Этот забавный процесс также напрямую задействует физиосорбцию: тончайшая пелёночка кожного жира покрывает химически инертное стекло, образуя межфазный слой, обладающий слабой и непродолжительной активностью.

Горячее дыхание, содержащее активный кислород, углекислый газ и водяной пар образует над поверхностью букв межфазное газовое уплотнение, которое постепенно поглощается жировой пленкой и / или уносится от написанных слов микропотоками воздуха, заставляя буквы медленно исчезать.

Феномен абсорбции играет критическую роль в поддержании витальности в Человеке и других живых организмах: всасывание в кровь лекарственных средств, впитывание в ткани лечебных мазей, растворов, пищеварение, иммунный ответ (т.н. facilitated diffusion), дыхание.

Хемосорбция

Помимо взаимного физического (диффузионного) захвата, вещества могут взаимно контактировать с образованием на поверхности новых или разрывом имеющихся химических связей. В этом случае имеет место т.н. хемосорбция (химическая абсорбция).

Особенностью химической абсорбции является непременное изменение температуры межфазного слоя: обычно – нагрев (экзотермическая реакция), редко – охлаждение зоны взаимодействия (эктотермическая реакция).

В разрезе взглядов на производство систем очистки воздуха увеличение температуры внутри рабочего отсека аппарата может накладывать дополнительные требования к термостойкости конструкционных или термофутеровочных (защитных) материалов.

Отходы / Шламы после мокрых абсорберов

Помимо прочего, хемосорбционные интеракции, результат которых в наши дни с достаточной точностью прогнозируется, могут быть использованы для получения жидких шламов / пульп с определенным химическим составом.

Так, например, очистка дымовых выбросов после сгорания органического топлива (SOx, NOx) с помощью углекислого кальция позволяет получить в шламном бункере чистый синтетический гипс, в то время как безопасный азот, водяной пар и углекислый газ отводятся в воздушный бассейн (или на рециркуляцию).

Заказывая абсорбер в ООО «ПЗГО», Вы можете быть уверены в том, что мы гарантированно подберем такие конструкционные материалы и абсорбенты, которые обеспечат максимально эффективный процесс газо- или воздухоочистки, а также – если это технически осуществимо – выход экономически ценного шлама.

Сферы применения и назначение газовых абсорберов

Газовые распылительные абсорберы используются как основные или вспомогательные ступени в процедурах промышленной очистки газов от таких соединений как оксиды серы, оксиды азота, формальдегид, бензолы, фенолы, кетоны (ацетон), эфиры, летучие ароматические углеводороды, спирты, щелочи и кислоты (в виде паров и аэрозолей). Применяются они и в процедурах аминовой, карбомидной очистки.

Таблица: распределение и состав поллютантов в различных типах промышленности

Отрасль применяемости Типы нейтрализуемых поллютантов
Нефтегазовая отрасль сероводород, амины, мочевина, нафтены
Энергетический комплекс оксиды серы, оксиды азота, соляная кислота, бензпирен, фенолы, бензолы, ксилол, угарный газ, кадмий, руть
Пищевой сектор летучие вещества, масла, сиропы, аэрозоли, крахмалы, липкие пыли, деодорация и удаление дурнопахнущих соединений
Химия и нефтехимия кислоты, спирты, сложные эфиры, ацетон, галогениды
Обрабатывающая и добывающая промышленность едкие реактивные пыли и сопутствующие газы
Сельское хозяйство азотные, калийные, фосфорные, хлорсодержащие соединения
Металлургия очистка и охлаждение доменных газов, нейтрализация углеродных, кремниевых, магниевых соединений, десульфуризация газовых потоков, гальванические цеха
Хлораторные очистка от фтороводорода, хлороводорода, хлора, фтора и их соединений

Комплектность поставки, масса, размеры и габариты

Все аппараты имеют приблизительно одинаковую комплектность, которая может незначительно отличаться (в зависимости от конкретного исполнения).

Газовый распылительный абсорбер состоит из следующих функциональных узлов:

  • Собственно башня, колонна или горизонтальная рама с массообменной секцией;
  • Бак для воды или химагента, входной и выходной патрубки, насос подачи абсорбента, трубная обвязка и запорная арматура;
  • Комплект насадочных тел (кольца Рашига, кольца Палля, седла Инталлокс или другие);
  • Форсуночная секция и туманоуловитель;
  • pH-метр, панель управления, силовые кабеля и электрическая оснастка;
  • Шламоприемник (опционально может быть оборудован автоматическим скребково-конвеерным шламоудалителем);

Опционально абсорберная система может быть оборудована станцией нейтрализации кислых или щелочных стоков. Аппарат может быть также оснащен квенчинг-камерой для предварительного охлаждения потоков экстремально высокой температуры.

Масса, длина, высота и другие геометрические характеристики установки рассчитываются индивидуально, но для наглядности Вы можете ознакомиться с некоторыми габаритами аппаратов на этой странице.

Гравитационный клапан адсорбера

Гравитационный клапан является обязательным элементом системы. Он предотвращает попадание топлива из бензобака в адсорбер при опрокидывании автомобиля.

Устанавливаться может как в бензобаке, так и за его пределами. Например, на Шевроле Нива он установлен возле заливной горловины, а на Шевроле Лачетти в бензобаке

Назначение и принцип работы клапана продувки адсорбера

Схема клапана абсорбера

Система EVAP устанавливается на бензиновые двигатели внутреннего сгорания для предотвращения попадания паров топлива в атмосферу. Электромагнитный клапан продувки адсорбера является элементом этой системы. Поэтому, чтобы выяснить, для чего нужен клапан адсорбера и как он работает, важно понять принцип работы всей системы. Конструкция адсорбера представляет собой емкость, заполненную адсорбентом, чаще всего активированным углем. Устройство соединено с топливным баком и управляющим клапаном автомобиля специальными трубками.

Клапан адсорбера установлен между впускным коллектором и адсорбером и выполняет функцию вентиляции.

Образующиеся в топливном баке пары бензина проникают в сепаратор, где они конденсируются и снова сливаются в бак. Какая-то часть паров не успевает конденсироваться в сепараторе и попадает через паропровод в адсорбер. В фильтрующей системе они поглощаются активированным углем, накапливаются и затем при запуске двигателя подаются во впускной коллектор. Процесс поглощения топливных испарений проходит только при отключенном двигателе. Когда автомобиль работает, электронный блок управления открывает электромагнитный клапан продувки адсорбера, через который поступает воздух и таким образом происходит вентиляция. При этом накопившийся конденсат вместе с воздухом высасываются из адсорбера и снова попадает в двигатель, где происходит его дожигание. Клапан адсорбера обеспечивает вентиляцию всего механизма и направляет топливный конденсат назад в двигатель.

Использование в автомобильной технике

Адсорберы применяются в химической промышленности для очистки загрязнений, автомобилях для фильтрации в замкнутой цепи рециркуляции паров бензина в двигателях внутреннего сгорания. Он предназначен для ограничения попадания в атмосферу паров бензина из топливного бака. В европейской норме Евро-2 введён запрет на обмен газов между вентиляцией бензобака и атмосферы, поэтому пары бензина адсорбируются и при продувке посылаются на дожиг в цилиндры двигателя.

Адсорбер соединяется трубками с дроссельным патрубком и топливным баком имеет систему впрыска с обратной связью. С помощью электромагнитного клапана можно переключать режимы работы системы улавливания паров бензина. Часто применяется активированный уголь для улавливания паров бензина. Адсорбер не сообщается с атмосферой при выключенном двигателе из-за электромагнитного клапана, когда один из штуцеров перекрыт и, следовательно, пары бензина из бака и впускного коллектора поглощаются при попадании в адсорбер. При пуске двигателя, контроллер системы впрыска управляет клапаном и, клапан соединяет полость адсорбера с атмосферой для продувки сорбента. После чего попавшие в ресивер пары бензина дожигаются в камере сгорания. Длительность соединения и интенсивность продувки сорбента напрямую зависят от расхода воздуха двигателем.

Требования к регенерации и перезагрузке адсорбентов

Отличительной особенностью всех адсорберов является необходимость к периодической регенерации и полной перезагрузке адсорбента.

По мере работы устройства неизбежно происходит забивание микропор загрязнителем, что постепенно снижает эффективность захвата нежелательных или вредных компонентов газовой фазы.

В связи с этим, промышленные адсорберы часто устанавливаются в парах: один аппарат работает в режиме поглощения, а другой – в режиме регенерации, (которая также может быть совмещена с десорбцией).

Среди распространенных методов реактивации адсорбентов можно выделить следующие:

  • Продувка горячим водяным паром. Важную роль при паровой реактивации играют разогретые водные диполи, приобретающие более высокую реакционную способность, что позволяет им «отрывать» поллютанты от адсорбента, вновь раскрывая микропоры активированного угля, силикагеля или цеолита. Данный метод регенерации относится к деструктивным. Так, например, активированный уголь требует полной перезагрузки после примерно 100 циклов регенерации.
  • Продувка газами. В зависимости от захватываемого адсорбата, может использоваться углекислый газ, кислород, некоторые инертные газы, а также воздушная смесь, обычно – высокотемпературная.
  • Невоспламеняемое термическое прокаливание. Может быть проведено как самостоятельно, так и в комбинации с паровой продувкой. Недостаток метода – сильное истощение сорбента, (около 5% массы за каждый цикл прокаливания). Термическое прокаливание особенно рационально в отношении извлечения из фильтрующего субстрата маслянистых веществ.

Виды адсорберов

  • Адсорбер периодического действия
  • Адсорбер непрерывного действия

Проверяем работоспособность адсорбера

Чтобы удостовериться, что неисправность связана именно с клапаном этого элемента, можно отправить авто на полную диагностику. Но, это дорого, поэтому попробуем сначала самостоятельно выявить возможные проблемы.

Прежде всего, нужно посмотреть, не выдает ли контроллер ошибки, например, «обрыв управления цепи». Если все нормально, то воспользуется ручной проверкой. Для этого достаточно подготовить мультиметр, отвертку и несколько проводов. После этого нужно выполнить несколько простых шагов:

  • Поднять капот машины и найти нужный клапан.
  • Отсоединить от этого элемента жгут с проводами. Для этого нужно сначала отжать специальный фиксатор креплений колодки.
  • Проверить, идет ли на клапан напряжение. Для этого необходимо включить мультиметр и переключить его в режим вольтметра. После этого черный щуп прибора подсоединяется к массе авто, а красный – к разъему с маркировкой «А», который находится на жгуте проводов. На следующем этапе необходимо завести мотор и посмотреть, какие показания выдает прибор. Напряжение должно быть таким же, как в аккумуляторе. Если его и вовсе нет или оно слишком маленькое, то вероятно придется искать более серьезную проблему. Если с напряжением все хорошо, то можно переходить к следующему шагу.
  • Демонтировать клапан продувки. Чтобы его снять нужно при помощи отвертки немного ослабить крепление хомутов. После этого можно будет легко сдвинуть клапан чуть вверх и по небольшому кронштейну плавно его вытащить. После этого устройство нужно подключить напрямую к клеммам АКБ. Один провод идет на клапан продувки (на «+»), а второй – подключается к «минусу». После этого оба проводника подключаются к соответствующим клеммам аккумулятора. Если при этом не произошло щелчка, то клапан полностью вышел из строя и лучше всего его заменить.
Рекомендуем: Автомобильный дифференциал — назначение, устройство и принцип работы

Клапан абсорбера: для чего нужен и на что влияет

Клапана в абсорбере — это технически простое устройство, которое работает по-разному, в зависимости от того, заведен мотор или нет. Как и все клапаны, должен открываться и закрываться.

Когда полость абсорбера забита или появилась другая какая-либо неисправность, то клапан работает со сбоями. С неисправным адсорберным клапаном могут произойти серьезные поломки автомобиля, потому что не стравливается давления из топливного бака и не происходит продувка полости.

Видео Как проверить клапан адсорбера

Посмотрите более подробно, как проверить клапан адсорбера на нашем видео

Признаки неисправностей клапана абсорбера

Есть несколько признаков, симптомов, по которым можно выявить техническое состояние клапана:

      1. Датчика топлива показывает то полный бак, то пустой.
      2. После запуска двигателя, через мину 5-10 начинают плавать обороты.
      3. На холостых оборотах при нажатии на педаль, автомобиль начинает глохнуть.
      4. Двигатель не набирает обороты при движении. Долго разгоняется.
      5. При открытии крышки бензобака чувствуется вакуум, слышен свист.
      6. Повышен расход топлива.
      7. На холодную (когда мотор заведен, но еще не нагрелся) слышны стуки абсорбера, как будто стучат клапана.

Причиной выхода из строя абсорбера — это не всегда клапан. Это может быть сильное загрязнение абсорбирующего элемента, в данном случае угля. Газы должны спокойно проходить через гранулы угля и конденсироваться там.

Клапан стоит очень дешево. Поэтому есть возможность менять при обнаружении признаков не правильной работы двигателя. Можно также фильтрующий элемент адсорбера заменить своими руками: разобрать, старый уголь высыпать, насыпать новый уголь крупными гранулами.

Что такое адсорбер и для чего нужен

Как выглядит адсорбер

Процесс адсорбирования представляет собой поглощение газовых сред телами твердой либо жидкой консистенции. Соответственно, основная задача адсорбера – поглощать газы, не давая им попасть в окружающую среду. Однако это не выхлопные газы, а пары бензина, исходящие из полости топливного бака. Когда двигатель автомобиля работает, пойманные пары передаются во впускной коллектор, во время стоянки бензиновые пары нейтрализуются внутри адсорбера.

Таким образом, адсорбер не позволяет парам бензина проникать в окружающую среду, что требуется нормами современных экологических стандартов, а также не пропускает их в салон. Кроме того, задержка, конденсация паров и возвращение бензина обратно в топливную систему обеспечивает дополнительную экономию.

Рекомендуем: Как можно увеличить моторесурс автомобильного двигателя?

Также следует отметить такую функцию, выполняемую адсорбером, как комплексная вентиляция топливного бака. При расходовании топлива освобождаемое место заполняется воздухом, который подается именно через адсорбер. Здесь воздух фильтруется и осушается, что положительно сказывается на работе двигателя в целом.

Ключевым основанием для разделения адсорберов на отдельные классы является его наполнение. На сегодняшний день используются следующие варианты:

  • зернистый адсорбент, находящийся в неподвижном состоянии;
  • зернистый адсорбент, способный перемещаться в полости устройства;
  • мелкозернистое заполнение с кипящим нижним слоем.

Максимальную эффективность показывают адсорберы со статическим крупнозернистым наполнением. Основное его преимущество – защищенность от частичной или полной потери активного вещества вместе с топливными парами.

Что такое адсорбер и система EVAP

Многие автомобилисты называют устройство для поглощения паров топлива «абсорбером», но это неправильно, поскольку название «адсорбер» происходит от латинских слов «ad» (в пер. — «на») и «sorbeo» (в пер. — «поглощаю»), что вместе означает «поверхностное поглощение» (аккумулирование на поверхности). В свою очередь, абсорбер осуществляет поглощение всем объемом и в данном случае не может быть использован.

Схема системы улавливания паров топлива

Поскольку наибольшее количество паров скапливается в топливном баке, то и располагается адсорбер недалеко от него. Фактически он является частью целой системы улавливания паров бензина (EVAP). Последняя состоит из следующих элементов:

  • Сепаратор паров бензина.
  • Адсорбирующий элемент — емкость с адсорбирующим веществом.
  • Вентиляционный клапан.
  • Электромагнитный клапан продувки адсорбера (располагается между адсорбером и впускным коллектором).
  • Трубопроводы и шланги для соединения с топливным баком, впускным коллектором и атмосферой.

Помимо основных элементов, система EVAP является частью системы бортовой диагностики OBD-II и включает целый ряд датчиков (топливных испарений, давления) и электронный блок управления (ЭБУ), приводящий в действие электромагнитный клапан.

Неисправности клапана адсорбера и их устранение

Практически непрерывная работа адсорбера системы поглощения топливных паров может послужить причиной поломки клапана продувки. Неисправность клапана адсорбера часто приводит к повреждению бензонасоса. Из-за плохой вентиляции адсорбера накапливается бензин во впускном коллекторе, двигатель теряет мощность, а расход топлива постепенно увеличивается. Это может привести к полной остановке двигателя. От того, как работает клапан адсорбера, зависит работа всего автомобиля.

Как проверить работоспособность клапана продувки адсорбера?

Проверка клапана абсорбера

Чтобы вовремя заметить и исправить неполадки, необходима регулярная проверка клапана адсорбера. При этом выявить поломку можно по определенным косвенным признакам. При работе двигателя на холостых оборотах или в холодную погоду система поглощения паров издает характерные звуки, так щелкает клапан адсорбера. Некоторые путают этот звук с неисправностями ГРМ, роликов или других деталей. Проверить это можно, резко нажав на педаль газа. Если звук не изменился, значит это цокает клапан адсорбера. Специалисты могут объяснить, что делать, если клапан адсорбера стучит слишком сильно. Для этого необходимо закрутить регулировочный винт, при этом сначала он очищается от эпоксидной смолы.

Клапан абсорбера можно отрегулировать.

Винт поворачивается на приблизительно на пол-оборота. Если его закрутить слишком сильно, то контроллер выдаст ошибку. Такая регулировка клапана адсорбера сделает его работу мягче, а стук тише. Однако, как проверить клапан адсорбера на наличие поломок? Определить поломку клапана можно с помощью системы диагностики ошибок или механической проверкой. Коды электронных ошибок записаны в памяти контроллера и свидетельствует об электрическом повреждении. Для проверки клапана рекомендуется обращать внимание на такие выдаваемые контроллером ошибки, как «обрыв цепи управления клапана продувки адсорбера». Признаки, по которым можно механически определить неисправность клапана адсорбера:

  1. Появление провалов на холостом ходу двигателя.
  2. Очень низкая тяга двигателя.
  3. Не слышно звуков срабатывания клапана при работе двигателя.
  4. Шипение при открытии крышки бензобака свидетельствует о разрежении в системе. Это верный признак неисправности вентиляции адсорбера.
  5. Появление запаха топлива в салоне автомобиля. Однако, его появление могут вызвать и другие причины.

Где находится адсорбирующая система автомобиля?

Место нахождения адсорбера может отличаться в зависимости от автомобиля: сразу за фарой, под передним или задним подкрылком, на самом бензобаке, под запаской. Чтобы точно знать, где находится адсорбирующая система в вашей машине, ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации транспортного средства.

Можно ли убрать адсорбер? Плюсы и минусы отключения системы.

Адсорбирующая система — неотъемлемая составляющая современного транспортного средства. Исправно работающий фильтр не оказывает влияния на функционирование двигателя. Более того, он позволяет немного сэкономить на бензине, ведь задержанные топливные испарения не выбрасываются наружу, а сгорают в двигателе.

Можно ли пренебречь экологическими стандартами и убрать адсорбер из автомобиля? Сделать это возможно, и на работу автомобиля это никак не повлияет. С технической (но не экологической) точки зрения это даже лучше — пары из бака будут выходить прямо в окружающую среду, а без дополнительных банок, клапанов и трубок повысится надёжность авто.

Осуществить данную манипуляцию несложно — к сепаратору через шланг нужно подключить фильтр тонкой очистки, перекрыть сам адсорбер и сделать чип-тюнинг (прошивку двигателя).

Отключение адсорбера имеет и другие положительные стороны:

  • подкапотное пространство существенно освобождается, ведь система (особенно фильтр-банка) занимает много места;
  • исчезает известная проблема неустойчивой работы двигателя вхолостую;
  • появляется небольшая экономия средств за ненадобностью покупки нового адсорбера и клапана в случае их поломки.

При этом не следует забывать, чем грозит отключение адсорбирующей системы, а именно:

  • внутри автомобиля появится запах бензина, ведь пары частично будут идти в салон;
  • легкие углеводороды станут выбрасываться в атмосферу и загрязнять окружающую среду;
  • сам автомобиль (снаружи), возможно, тоже станет пахнуть топливом.

Про то, зачем нужен адсорбер, как он работает, и как его проверить, смотрите в следующем видео:

Адсорбирующая система — довольно простой, но полезный узел автомобиля. Техническое обслуживание этого элемента не является сложным или дорогостоящим, но при желании можно пойти вразрез с экологическими стандартами и отключить адсорбер, несколько повысив надёжность машины.

На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы, или если вы хотите дополнить статью — пишите комментарии.

Последствия демонтажа адсорбера

Определённая часть автомобилистов считает, что любые мероприятия, направленные на улучшение экологии автомобиля, отрицательно сказываются на эксплуатационных характеристиках силового агрегата. В частности, под такую критику попал и адсорбер, необходимость наличия которого, действительно, обусловлена требованиями экостандартов. Пессимисты утверждают, что это устройство не просто бесполезное, оно вредное, поскольку вместо экономии топлива даёт перерасход, вместо улучшения динамики – снижение приёмистости мотора и т. д. В результате просто демонтируют устройство (или электромагнитный клапан). Насколько оправданы подобные действия, есть ли в них логика?

С точки зрения влияния на работу двигателя – при исправном адсорбере оно практически нулевое, поскольку практически не влияет на работу топливной системы в части подачи бензина к мотору. Достигается ли при этом экономия? Теоретически – да, хотя и незначительно, поскольку часть бензина не испаряется, а возвращается в бензобак. На практике проверить это достаточно трудно, особенно в количественных показателях. А если верить отзывам автовладельцев, то позитивные материалы встречаются намного реже отрицательных, хотя степень доверия к ним намного больше. В любом случае не следует ожидать от адсорбера какого-то чуда, особенно касательно экономии горючего. Честно говоря, и экологический вклад вряд ли можно назвать ощутимым, особенно по сравнению с функционированием каталитического нейтрализатора.

Что же касается заявлений о вреде устройства, они выглядят безосновательными. Вы можете убрать адсорбер и в 99% случаев не почувствуете никаких изменений в поведении двигателя. Впрочем, существует мнение, что поскольку бензиновые пары теперь конденсироваться не будут, то вы тем самым ликвидируете все искусственные препятствия на пути горючего к камере сгорания (клапана, датчики, сепаратор, фильтр). Сама процедура отключения адсорбера состоит в добавлении на шланг, идущий от сепаратора, фильтра тонкой очистки (подходит от карбюраторных моделей ВАЗ). В этом случае бензиновые испарения благополучно будут улетать в атмосферу. При этом шланг, идущий от электромагнитного клапана, просто пережимают. Но поскольку работа адсорбера контролируется бортовым компьютером, такое изменение конструкции будет воспринято как поломка, с соответствующим загоранием Check Engine. Чтобы убрать эту ошибку, потребуется перепрошивка ЭБУ.

Из несомненных минусов такого шага можно назвать следующие:

  • вы внесёте «посильный» вклад в ухудшение экологической обстановки. Минимальный, но всё же;
  • в салоне может появиться запах бензина/солярки;
  • такой же запах будет чувствоваться и рядом с машиной, но далеко не очевидно.

Есть и достоинства, которые также отмечены многими пользователями:

  • когда адсорбер расположен в моторном отсеке, если его убрать, освобождается немало дефицитного пространства, ведь сама банка с активированным углём имеет солидные размеры;
  • неустойчивая работа силового агрегата в режиме ХХ, как правило, пропадает;
  • отпадает необходимость в замене вышедшего из строя клапана или других компонентов устройства.

Идти на поводу доморощенных экспертов или придерживаться рекомендаций автопроизводителей – решать вам, но, если вы действительно принадлежите к той категории населения, которая неравнодушна к общемировым проблемам, включая экологические, топливный адсорбер будет полезным и даже необходимым элементом конструкции автомобиля.

Отличие от скрубберов

Несмотря на то, что оба типа установок относятся к мокрому типу оборудования для очистки газов и воздуха, на практике между ними, как правило, проводится некоторое разграничение.

Скруббер – он же газопромыватель – используется, в основном приложении, как комплексный, высокопроизводительный промышленный пылегазоуловитель (захват микромеханического партикулята ≥0.5 мкм + химически реактивные газы), в то время как основное назначение реагентного или водяного абсорбера – химическая или околохимическая очистка газо- и воздухопотоков, (хотя он также способен на улавливание ультрамелкодисперсной механической пыли).

В целом же, принципы действия агрегатов обоих видов настолько схожи, что нередко различие заключается только в наименовании.

Меняем устройство своими руками

Чтобы поменять адсорбер, достаточно выполнить ряд легких манипуляций. При этом существует два решения — сделать работу своими руками или отправиться на СТО, доверив проблемы специалистам.

Плюсы первого варианта — экономия средств и высокая скорость работ. Последовательность действий следующая:

  • Демонтировать старую деталь, освободив ее от фиксирующих элементов и отбросив трубку, через которые к дросселю поступают топливные пары.
  • Отбросить колодку и провода.
  • Объединить трубку выхода топлива из сепаратора и продувной клапан.
  • Снять кронштейн посредством скручивания трех болтов.

Время выполнения работы — 15-20 минут.

Как только неисправный узел демонтирован, приступайте к монтажу нового устройства.

Здесь последовательность следующая:

  • Длинный кусок трубки из резины подключайте к шлангу, через которую топливные пары идут в продувной канал.
  • Короткую часть трубки подключайте к трубке забора от сепаратора.
  • Ставьте адсорбер на место.
  • Трубку подачи паров подключайте к каналу продувки, который устанавливается на крышке мотора.
  • Подключайте колодку с проводами.
  • Устанавливайте трубку между продувным каналом и адсорбером. Проследите, чтобы материал, из которого изготовлена труба, был устойчив к действую масла и бензина.

Начиная с каких Евро-стандартов он устанавливается?

Согласно международных требований установка адсорбера обязательна на автомобилях с норами Euro-2 и выше. Что касается известной в России нормы (Россия-83), то здесь установки адсорбера нет.

Так, в автомобилях ВАЗ-2108 адсорбер не предусмотрен. Здесь сепаратор и топливный бак связаны между собой с помощью дренажной трубки.

В процессе работы возникает конденсат, который возвращается в топливный бак.

Кроме этого, сепаратор взаимодействует с атмосферой при помощи 2-ходового клапана, не позволяющего давлению в баке, расти или снижаться.

Соединение бака и горловины происходит с помощью стойкой к бензину трубки, фиксируемой с помощью хомутов. Получается, что при снижении (росте) давления в баке пары топлива выходят в атмосферу.

По-иному система организована в автомобилях ВАЗ Приора. Здесь топливные пары, которые попали в сепаратор из емкости с топливом, конденсируются. Далее конденсат накапливается и возвращается снова в бак.

В верхней части сепаратора смонтирован гравитационный клапан, который не дает топливной смеси вытечь из бака в случае опрокидывания машины.

Если мотор заведен, пары топливной смеси смешиваются с воздушными массами и выводятся через узел дросселя в трубопровод впуска — к цилиндрам силового агрегата.

Получается, что топливные пары в стационарном положении машины накапливаются в адсорбере, а если машина движется, то они продуваются клапаном и направляются к ресиверу и в двигатель для дожигания.

По требованиям Euro-2 вентиляция топливного бака не должна контактировать с окружающим воздухом, а пары должны собираться и направляться к мотору (или адсорбироваться рассматриваемым устройством).

Что касается норм Россия-83, то в них контакт атмосферы и вентиляции топливного банка не запрещен.

Источники


  • https://DriverTip.ru/osnovy/chto-eto-takoe-toplivnyy-adsorber.html
  • https://gas-cleaning.ru/article/absorber
  • https://MoyLacetti.ru/adsorber-i-kak-proverit-klapan-adsorbera/
  • https://scart-avto.ru/remont/adsorber-chto-eto-takoe-dlya-chego-nuzhen-kak-rabotaet/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%B5%D1%80
  • https://life-with-cars.ru/ustrojstvo-avtomobilya/printsip-raboty-adsorbera/
  • https://AutoTopik.ru/obuchenie/1086-chto-takoe-adsorber.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ремонт автомобиля, решение проблем с авто